nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ВОСПРИЯТИЕ - 4.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СОВЕТЫ «ПОСТОРОННЕГО».



ВОСПРИЯТИЕ: ПЕРЦЕПЦИЯ. ДОСОЗНАТЕЛЬНОЕ РЕФЛЕКТОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.

МОДЕЛЬ
Раздражитель - приём - переработка - результат - ответ.
(и н ф о р м а ц и и)

1. РАЗДРАЖИТЕЛЬ

Источником восприятия всегда выступает некий РАЗДРАЖИТЕЛЬ. Он может быть самой разной природы — физической, химической, физико-химической. Он может быть внешним или внутренним, осознаваемым или неосознаваемым. Только присутствие раздражителя вызывает изменения психических состояний организма.
При наличии причинно-следственной связи между данным событием и последующими изменениями в состоянии организма раздражитель выступает как стимул, а соответствующие изменения – как реакция.

Раздражители бывают:
1) непосредственно биологически значимые – биогенные (в опытах И.П. Павлова биогенным раздражителем был корм, даваемый подопытной собаке),
2) опосредованно биологически значимые – абиогенные (в опытах И.П. Павлова абиогенным раздражителем был свет лампочки, предупреждавший подопытную собаку о перспективе кормления),
3) с невыявленной, неопределённой биологической значимостью.

Абиогенные раздражители, при условии чувствительности к ним организма, выступают как сигналы, ибо ориентируют организм по отношению к биогенным и неопределённо значимым раздражителям. Раздражители воспринимаются либо нервными специальными окончаниями различных анализаторов, либо непосредственно клетками некоторых органов и тканей.

По интенсивности раздражители бывают минимальными, максимальными, пороговыми, подпороговыми и надпороговыми.

Они могут выступать как
- адекватные – генетически соотнесённые с соответствующими анализаторами и как
- неадекватные – несоотнесённые, но вызывающие специфические для данного анализатора ощущения (сетчатка производит зрительные ощущения, как при воздействии света, так и при механических и электрических воздействиях на глаз).

Способность организмов реагировать на биологически значимые воздействия называется РАЗДРАЖИМОСТЬЮ. Это изменение физиологического состояния организма, его органов, тканей, клеток под влиянием внешних воздействий – раздражителей. Минимальная величина раздражителя, достаточная для возникновения такого изменения – порог восприятия.

Раздражимость – фундаментальное свойство живых существ, критерий жизни, физиологическая основа ОТРАЖЕНИЯ организмом свойств окружающей среды.

Абиотические раздражители, нашедшие свое отражение в организме, становятся СИГНАЛАМИ – процессами или явлениями (внешними или внутренними, сознаваемыми или неосознаваемыми), несущими сообщение о каком-то событии и ориентирующими живую систему относительно этого события.
Соответственно характеру анализаторов и других воспринимающих систем, выделяются сигналы оптические, акустические, тактильные, термические, электромагнитные, химические, биоритмические и т.д.

2. ПРИЁМ ИНФОРМАЦИИ. РЕЦЕПЦИЯ.

РЕЦЕПЦИЯ это трансформация энергии внешнего мира в нервный процесс распространяющегося возбуждения, несущий нервным центрам информацию о действии соответствующего раздражителя.

ДЕТЕКТОР – устройство для обнаружения определённого типа сигналов. В качестве первичного детектора выступает афферентный нейрон, избирательно настроенный на определённый параметр сигнала.

ВОЗБУЖДЕНИЕ – активный ответ на раздражение ткани. Основная функция нервной системы. Клетки нервной системы проводят возбуждение из участка, где оно возникло, в другие участки. Возбуждение – носитель информации о свойствах раздражителей. Вместе с торможением оно – регулятор активности всех органов и систем организма.

Возбуждение возникает лишь при определённой интенсивности внешнего стимула, превышающей абсолютный порог возбуждения, свойственный данному органу. В основе возбуждения – физико-химические процессы, с которыми связаны биоэлектрические явления, сопровождающие возбуждение.

ТОРМОЖЕНИЕ – активный, неразрывно связанный с возбуждением процесс, приводящий к:
1) задержке деятельности нервных центров – центральное торможение;
2) задержке деятельности рабочих органов – периферическое торможение.

Природа торможения:
(1) истощение нервных клеток;
(2) результат активации специальных тормозных структур.

Торможение безусловное (запредельное) – разновидность коркового торможения; в отличие от условного торможения наступает без предварительной выработки. Включает:
- индукционное торможение (внешнее) – экстренное прекращение условно-рефлекторной деятельности при воздействии посторонних стимулов. Обеспечивает ориентировочную реакцию на неожиданно возникший раздражитель;
- запредельное торможение (охранительное) – возникает при действии стимулов, возбуждающих соответствующие корковые структуры выше им присущего предела работоспособности. Обеспечивает возможность их сохранности и восстановления.

Торможение проактивное (внутреннее, прогрессивное) – нервный интегральный процесс, замедляющий научение вследствие того, что ответы, относящиеся к предыдущим элементам материала, тормозят ответы, относящиеся к последующим его элементам. Непонятный предшествующий стимул, информация тормозит восприятие последующего.

Торможение ретроактивное (внутреннее, регрессивное) – нервный интегральный процесс, замедляющий научение в результате того, что ответы на последующие элементы запоминаемого материала тормозят ответы, относящиеся к предшествующим его элементам, - происходит забывание ранее изученного материала под влиянием последующего заучивания. Непонятный последующий стимул, информация тормозит восприятие предыдущего.

Торможение условное – при угасании условных рефлексов, а также при их дифференцировании вследствие образования запаздывающих и условных следовых рефлексов.

3. ПЕРЕРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ:

АНАЛИЗАТОР

Нервный «аппарат», анализирующий и синтезирующий весь комплекс раздражителей, исходящих из внешней или внутренней среды называется АНАЛИЗАТОР. Он состоит из:

1) периферического отдела – рецепторов, преобразующих энергию раздражения в нервный процесс;

2) проводящих путей:

а) афферентных, по которым возбуждение, возникшее в рецепторе, передаётся к вышележащим центрам нервной системы;

б) эфферентных, по которым импульсы из вышележащих центров, особенно из коры больших полушарий головного мозга, передаются к нижним уровням анализатора, в том числе к рецепторам, и регулируют их активность;

3) корковых проекционных зон, осуществляющих высший анализ и синтез возбуждений разной модальности.

В зависимости от модальности восприятия различают специализированные анализаторы – зрительный, слуховой, обонятельный, вкусовой, кожный, двигательный… Каждый анализатор выделяет и реагирует на определённый вид раздражителей и обеспечивает его последующее разделение на отдельные элементы. Он также отражает связи между этими элементарными воздействиями в пространстве и времени.

Анализатор это начальная часть РЕФЛЕКТОРНОГО АППАРАТА — иерархической совокупности рецепторов и связанных с ними детекторов:
1) анализатор,
2) исполнительный механизм: командные нейроны, мотонейроны, двигательные единицы,
3) специальные нейроны – модуляторы, меняющие степень возбуждения других нейронов.

В свою очередь, начальной частью АНАЛИЗАТОРА является РЕЦЕПТОР – специализированный периферический элемент, служащий превращению световой, механической, химической, термической энергии агентов внутренней и внешней среды в нервные импульсы. Рецепторы варьируются по сложности структуры и уровню приспособленности к своей функции. Отдельные рецепторы связаны друг с другом анатомически и образуют рецептивные поля, способные перекрываться. Рецепторы бывают:
- дистантными, получающими информацию на расстоянии от источника раздражения — экстерорецепторы;
- внуренними, сигнализирующими о состоянии внутренней среды — интерорецепторы;
- сигнализирующими о состоянии двигательной системы организма — проприорецепторы.

Анализ сенсорной информации совершается постепенно – на каждой ступени производится преобразование информации, полученной от предшествующей ступени. На каждом новом этапе преобразования информации извлекаются новые сведения. По мере того, как сенсорный импульс передаётся в высшие отделы нервной системы общее количество содержащейся в нём информации постепенно уменьшается. По мере продвижения импульса к всё более высоким отделам мозга всё меньшее число нейронов отвечает на данный сигнал. Кора относительно молчалива. Редкие и непродолжительные вспышки активности возникают лишь, если сигнал извне как-либо изменится.

Основная стратегия анализа поступающих сигналов – сравнение с эталоном, архетипом восприятия. При этом различия сигнала и эталона подчёркиваются, а отсутствие различий не замечается. Основной механизм сравнения – противопоставление возбудительных и тормозных влияний.

Проведение нервного возбуждения в различные органы называется ИННЕРВАЦИЕЙ.

Нервная клетка или функциональная структура может передать в единицу времени без искажений лишь некоторое ограниченное число импульсов. Максимальное число импульсов, которое нервная клетка или функциональная структура могут передать в единицу времени без искажений называется ЛАБИЛЬНОСТЬЮ.

Нервная система не работает вся целиком. Она работает посегментно — в зависимости от качества воспринимаемых сигналов активизируются те или иные ее фрагменты. А те звенья НС, которые не участвуют в переработке актуальных раздражителей, переходят в стадию торможения и реабилитации. Временно господствующая рефлекторная система — доминирующий фрагмент НС, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и тем самым придающий поведению определённую направленность называется ДОМИНАНТОЙ. Как господствующий очаг возбуждения, доминанта суммирует и накапливает импульсы, текущие в нервную систему, одновременно подавляя активность других центров. Этим объясняется системный характер и целенаправленность поведения организма: будучи рефлекторным по типу, оно является активным, а не реактивным.

Ответные реакции на раздражитель бывают АДЕКВАТНЫМИ и НЕАДЕКВАТНЫМИ.
Например:
1) субъект А бьет субъекта Б: Б – защищается и в ответ бьет А — это адекватная реакция;
2) субъект С гладит субъект Б,:Б – в ответ на поглаживание бьет С, как источник агрессии — это неадекватная реакция. В ее основе – ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ — сохранение динамического стереотипа, перенесенного из первой ситуации во вторую. Сохранение стереотипа объясняется:
- либо чрезвычайно коротким временным промежутком между первой и второй ситуациями;
- либо потерей ориентации в сути ситуации, потерей её понимания, потерей сознания вообще;
- либо замедленным ходом анализа новой ситуации, медленным протеканием процессов мышления…

ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ – процесс, в результате которого субъект воспроизводит поведенческую реакцию в ответ на все раздражители или ситуации, сходные с безусловным раздражителем или с ситуацией, в которой производилось подкрепление. Это неадекватный ответ на раздражитель, осуществляемый по модели ответа организма на предыдущий раздражитель. Эффект генерализации – результат включения «бессознательных» подкорковых структур.

Если действие одного и того же раздражителя повторяется слишком долго, наступает постепенное ослабление — затухание реакции или ПРИВЫКАНИЕ. Это, так называемое, негативное обучение, эффект которого состоит в отсутствии реакции на определённый стимул. От утомления и истощения ПРИВЫКАНИЕ отличается тем, что реакцию еще можно вызвать снова – простым изменением стимула.

Нервный процесс способен распространяться из места своего возникновения на другие нервные элементы. Этот феномен называется ИРРАДИАЦИЯ. Иррадиация возбуждения лежит в основе генерализации условного рефлекса и зависит от интенсивности стимула.

Если действие некоторого раздражителя на какой-то определённый орган чувств, когда помимо воли субъекта, возникает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но ещё и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств, мы имеем дело с явлением СИНЕСТЕЗИИ. Она связана с переходом возбуждения, вызванного ощущением, из одной модальности в другую. Например, цветной слух или термические ощущения при восприятии цвета – холодные цвета, тёплые цвета, визуализация слышимого…

4. РЕЗУЛЬТАТ ВОСПРИЯТИЯ.

Результат восприятия — ОЩУЩЕНИЯ, в которых проявляется непосредственная связь нашего сознания с внешним миром. Ощущение возникает в форме сложного спонтанного недифференцированного ОБРАЗА ВОСПРИЯТИЯ. Этот образ эмоционально окрашен в силу «заряженности» некоторой актуальной потребностью. Он не прошел «чистку» в «камере рациональной скептической рефлексии». Это первичный ЗНАКОВЫЙ информационный феномен – результат трансформации энергии внешних раздражителей, переходящей в акт сознания – которому суждено либо:
1) вызвать непосредственную рефлективную реакцию и, тем самым, прервать его дальнейшую трансформацию в ипостаси феномена информации, либо,
2) затормозив рефлекторный ответ на «запрос» среды, дать ощущению возможность дальнейшей эволюции по пути логической переработки – к категоризации и прочим знаковым и символическим формам.

Ощущения – это первичный акт сознания – феномен примитивной, рефлекторной переработки центральной нервной системой сигналов внешней среды, воздействующей на рецепторы. Они отражают первичные, биологически значимые свойства объективного мира в следующих формах:
- количественные – пространство, время, интенсивность,
- качественные – модальность.

Отражение в ощущении – не просто результат одностороннего воздействия объекта на живое существо, но результат их ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Это итог активного взаимодействия со средой психического субъекта, преследующего свои цели. Многообразие ощущений отражает качественное многообразие мира.

Ощущения и их сохранившиеся в памяти следы – природная основа, субстрат психики. Они возникают в филогенезе на базе элементарной раздражимости, как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямого биологического значения, отражая связь между биотическими и абиотическими факторами среды. По своим физиологическим механизмам ощущение – это целостный рефлекс, объединяющий прямыми и обратными связями периферические и центральные отделы анализаторов.

Классификация ощущений осуществляется:
1) по модальностям — зрительные, слуховые и т. д. Но в такую классификацию с трудом вписываются интермодальные ощущения и синестезии;
2) можно разделить их на контактные и дистантные;
3) можно выделить в них три класса:
- экстероцептивные – возникают при воздействии на рецепторы внешних раздражителей. Они расположены на поверхности тела и делятся на дистантные (зрительные и слуховые) и контактные (осязательные и вкусовые);
- проприоцептивные (кинестетические) – отражают движение и относительное положение частей тела;
- интероцептивные (органические) – сигнализирующие о протекании обменных процессов во внутренней среде организма.
В отличие от ощущений животных человеческие зависят от социально выработанных систем сенсорных качеств, от стереотипов их оценки.

Качественная характеристика ощущения называется МОДАЛЬНОСТЬЮ: цвет – в зрении, тон и тембр – в слухе, характер запаха в обонянии… Модальные характеристики ощущений, в отличие от других характеристик (пространственных, временных, интенсивностных), отражают свойства реальности в закодированной форме (длина световой волны отражается как свет, частота звуковых волн – как тон…).
Понятие модальности относится не только к ощущениям, но и к другим психическим процессам, описывая качественные характеристики когнитивных образов любого уровня и сложности.

Внешний, первичный, непосредственный слой образа восприятия — СЕНСОРНЫЙ ОБРАЗ. При дальнейшей умственной переработке, он трансформируются в логические вербальные структуры, отражающие обобщённые свойства и характеристики объекта восприятия с точки зрения актуальных потребностей субъекта.
Сенсорный образ отражает биологически значимые объективные – физические и химические свойства раздражителя в форме целостного сенсорного комплекса (синоним – гештальт), который относится только к настоящему (в отличие от образа представления, относящегося и к будущему, и к прошлому). Это отношение имеет характер сигнала, имеющего биологическое и социальное значение: определяет реакцию сближения или ухода от раздражителя, а также траекторию, силу, скорость движения, пространственную локализацию.

На основе сенсорных образов формируются ОБРАЗЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ, становящиеся феноменами памяти. Образы представлений имеют несколько уровней сложности:
1) сенсорные представления,
2) логические представления разных степеней обобщённости,
3) эйдетические представления, как синтез
сенсорных – отражающих реальные, данные в ощущении свойства объекта и
логических – отражающих мыслимые, предполагаемые, дедуктивно выведенные, но не воспринимаемые сенсорно свойства объекта.

ГЕШТАЛЬТ:
1) сенсорный комплекс с организующим его «ядром», отражающим доминирующую потребность воспринимающего субъекта и диктующим способ и схему организации сенсорной информации, состоящей из отдельных ощущений;
2) целостный образ, свойства которого несводимы к сумме свойств его элементов.

Законы гештальта:
1. Тяготение частей к образованию симметричного целого.
2. Группировка этих частей в направлении максимальной простоты, близости, равновесия.
3. Прегнантность – тенденция каждого психического феномена принять более определённую, отчётливую и завершённую форму.
С точки зрения гештальтпсихологов человек воспринимает мир и его явления не в виде отдельных чувств, которые потом синтезируются нашим сознанием в интегрированные комплексы ощущений, а как некое организованное целое, образ которого – гештальт – впоследствии анализируется и разлагается на ряд простых сенсорных восприятий. Таким образом, восприятие не сводится к сумме ощущений, а представляет собой целостный сенсорный комплекс, отражаемый нервной системой целиком и сразу. Внутренняя, системная организация целого определяет свойства и функции образующих его частей.

5. ОТВЕТ

Реакция психического субъекта на воздействие раздражителя совершается с помощью нервного аппарата «эффектора». ЭФФЕКТОР это органы или системы органов, реагирующие (посредством нейрогуморальных механизмов) на действие раздражителей и выступающие в роли исполнительного звена рефлекторного акта. Ответы бывают РЕФЛЕКТОРНЫМИ и РАЗУМНЫМИ.

РЕФЛЕКТОРНЫЙ ОТВЕТ

РЕФЛЕКС – это ответная реакция организма на возбуждение рецепторов раздражителем. Она стихийна и естественна, т.к. обусловлена унаследованнными программами видового поведения. Рефлекторная реакция является целостной реакцией всего организма. Её осуществление связано с торможением других нервных механизмов. Различаются рефлексы безусловные, врождённые и рефлексы условные, приобретённые в процессе индивидуальной жизни.

РЕФЛЕКС БЕЗУСЛОВНЫЙ (ВРОЖДЁННЫЙ) – наследственно закреплённая стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды организма. Он обеспечивает приспособление к относительно постоянным условиям среды обитания и не зависит от наличия подкрепления. В чистом виде практически не существует. В онтогенезе на основе Б.Р. надстраиваются сложные системы условных рефлексов. Общепринятой классификации Б.Р. нет. Важнейшие Б.Р. – пищевой, половой, оборонительный, территориальный, ориентировочный…

РЕФЛЕКС УСЛОВНЫЙ (ПРИОБРЕТЁННЫЙ) – образуется при сближении во времени любого первоначально безразличного раздражителя с последующим действием раздражителя, вызывающего безусловный рефлекс. Например, существует безусловный — ориентировочный — рефлекс: «ой, а что это там такое новенькое и непонятное?!» И существует некоторое дидактическое задание: выучить наизусть некоторый закон физики и научиться решать на его основе какие-либо «прикладные» теоретические задачи. По сути исполнение такого дидактического задания есть ни что иное, как осуществление разумной программы поведения, опирающейся на ряд условных рефлексов, которые предстоит сформировать. Для успешного исполнения поставленной задачи необходимо «привязать» необходимые планируемые разумные операции через выработку условных рефлексов к безусловным рефлексам (мотивация): либо к ориентировочному, либо к пищевому … Иными словами, чтобы ребенок успешно учился, необходимо, чтобы процесс обучения был ему ИНТЕРЕСЕН. Другие мотивы в условиях относительно обеспеченного современного детства на маленьких человечков не подействуют. Как и моральные проповеди, доказывающие, что эти знания когда-нибудь ребенку понадобятся. Если же речь идет о обучении взрослого человека, мотивы (привязка в безусловным рефлексам) будут уже совсем другие — «меркантильные»: пищевой, сексуальный..., словом Вы легко сможете себе представить на что еще «ведутся» взрослые.

В его основе У.Р. – выработка новых – временных – связей. При повторных действиях раздражителя, если они не подкрепляются (не удовлетворяют жизненную потребность), реакция на него ослабевает и исчезает в результате коркового торможения. В результате образования У.Р. раздражитель, прежде не вызывавший соответствующей реакции, начинает её вызывать, становясь сигнальным раздражителем.

Условный рефлекс в своём развитии имеет две стадии:
1) генерализации и 2) специализации.

На начальных этапах выработки У.Р. возникает феномен ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА: требуемая реакция вызывается не только подкрепляемым стимулом, но и другими, близкими к нему. Его нейрофизиологическая основа – иррадиация процесса возбуждения, изменение электрической активности мозговых структур.

После первичной реакции генерализации наступает СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА, состоящая в том, что по мере её повторения она приурочивается к строго определённому сигналу и осуществляется только требуемым способом. Ее нейрофизиологический механизм – локализация активности мозговых структур, обеспечивающих данную реакцию.

СТРЕСС

Сложным комплексным ответом на раздражение, собирающим в себе и безусловные, и условные рефлексы является СТРЕСС или «общий адаптационный синдром». Это системный досознательный ответ организма на экстремальное неожиданное или редкое воздействие среды — неспецифическая реакция организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие. Он включает в себя процессы и возбуждения, и торможения, охватывающие постадийно и параллельно психику и соматику человека — его душу и тело. Классифицируются:
1) стресс физиологический и
2) стресс психологический, последний подразделяется на
а) стресс эмоциональный (в ситуациях угрозы, опасности…) и
б) стресс информационный (результат информационных перегрузок, когда нервная система не справляется с переработкой объёма поступающей информации).

Стресс оказывает положительное, мобилизующее влияние на деятельность и поведение человека в отличие от дистресса, дезорганизующего и разрушающего её.

ОБЩИЙ АДАПТАЦИОННЫЙ СИНДРОМ – совокупность адаптационных реакций организма человека общего защитного характера. Возникает в ответ на значительные по силе и продолжительности неблагоприятные воздействия – стрессоры. В его развитии выделяются три стадии:
(1) Стадия тревоги – длится от нескольких часов до двух суток и включает:
- фазу шока и
- фазу противошока, когда мобилизуются защитные реакции организма.
(2) Стадия сопротивляемости – повышается устойчивость организма к различным воздействиям.
(3) Стадия стабилизации состояния и адаптации, выздоровления либо стадия истощения, способная закончиться гибелью организма.

АДАПТАЦИЯ – приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды, направленное на сохранение гомеостаза. Изменения, сопровождающие адаптацию, затрагивают все уровни организма – от молекулярного до психической регуляции деятельности. Решающую роль в успешности адаптации к экстремальным условиям играют тренировки, а также функциональное, психическое и моральное состояние индивида.

АДАПТАЦИЯ СЕНСОРНАЯ – приспособительное изменение чувствительности к интенсивности раздражителя. Может достигаться за счёт увеличения или уменьшения общей чувствительности. Характеризуется:
1. Диапазоном изменения чувствительности.
2. Скоростью изменения чувствительности.
3. Избирательностью (селективностью) изменений относительно адаптирующего воздействия.
Её закономерности показывают: как изменяются пороги чувствительности при длительном действии стимула. Физиологические изменения, лежащие в основе
адаптации, затрагивают и периферические, и центральные звенья анализатора.

(Продолжение следует)
Tags: #восприятие, #дидактика, #досознательное сенсорное восприятие, #перцепция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments