nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ВОСПРИЯТИЕ - 3.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СОВЕТЫ «ПОСТОРОННЕГО».



4. ЭФФЕКТЫ ВОСПРИЯТИЯ.

Эффект незавершённого действия – при слабой мотивации прерванные задачи в силу сохраняющегося мотивационного напряжения запоминаются лучше, чем завершённые. Но при очень сильной заинтересованности лучше запоминаются завершённые задачи (Б.Зейгарник, К.Левин).

Эффект края – из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, расположенные в начале и в конце, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине (Г.Эббингауз).

Эффект первичности – более высокая вероятность припоминания нескольких первых элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами.

Эффект недавности (новизны) – увеличение вероятности припоминания последних элементов расположенного в ряд материала по сравнению со средними элементами. Эффект связан с извлечением информации из кратковременной памяти. По отношению к знакомому человеку наиболее значимой является последняя (более новая информация), а по отношению к незнакомому – более значима первая информация.

Эффект первого впечатления – при оценке человека придаётся наибольшее значение первому впечатлению. Порою, последующие сведения о человеке, противоречащие созданному по первым впечатлениям образу, игнорируются как случайные и нехарактерные.

Эффект ореола – распространение первого оценочного впечатления о человеке в качестве общего на последующее восприятие его поступков, идей, мнений. Позитивный ореол – положительная оценка, негативный ореол – отрицательная оценка. В основе эффекта ореола – механизмы категоризации и обобщения по «узкому» основанию при недостатке информации.

Эффект бумеранга – при некоторых воздействиях источника информации на человека получается результат, обратный ожидаемому, если:
- подорвано доверие к источнику информации,
- передаваемая информация долгое время носит однообразный характер, не соответствующий изменившимся условиям,
- субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь у воспринимающих информацию.

Эффект аудитории – присутствие публики, даже пассивной, само по себе негативно влияет на скорость обучения (смущает). Но если обучение произошло и требуется продемонстрировать усвоенные навыки, присутствие публики стимулирует усилия демонстрирующего.

Эффект Барнума (эффект авторитета) – «каждую минуту на свет рождается простофиля». Люди склонны принимать за чистую монету мнения, если их источник обозначен именем известного авторитета, либо именем с научным, религиозным, магическим или ритуальным титулом.

Эффект плацебо – когда человек верит врачу, то предлагаемое последним в качестве лекарства средство может оказать позитивное влияние на больного даже при условии его объективной нейтральности.

Эффект Пигмалиона – ожидания человека искажают поступающую к нему информацию в угоду его ожиданиям. Он видит в ней то, что очень хотел бы видеть. Или то, что очень не хотел бы видеть.

Эффект Хотторна – если людям известно мнение авторитета, то они непроизвольно будут воспринимать информацию адекватно этому мнению.ф
Tags: #восприятие, #психология дидактики, #структура личности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments