nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ВОСПРИЯТИЕ - 2.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СОВЕТЫ «ПОСТОРОННЕГО».



ВНИМАНИЕ!

ЗДЕСЬ СОДЕРЖИТСЯ КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ГЛАВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА

2. ФИЗИОЛОГИЯ И ЗАКОНЫ ВОСПРИЯТИЯ.

В ходе раздражения, сигнал воспринимается специализированными рецепторами органов чувств. Эти рецепторы модально специализированы и чувствительны к определённому типу стимуляции (звуку, свету, давлению…).

Далее сигнал (импульс раздражения) распространяется по нервам, в основном одинаковым по своему строению, составу и организации.

Каждый сигнал (импульс раздражения) изначально адресован в какой-то конечный пункт назначения в коре больших полушарий. Специализированные зоны коры больших полушарий головного мозга – нейроны-детекторы – декодируют поступающую информацию, различая разные качества одного и того же стимула в пределах одной модальности. Они выделяют в сложном раздражителе отдельные признаки и раздельно анализируют их, а затем передают результаты анализа другим нейронам-детекторам, обладающим способностью к обобщению отдельных признаков. Различают разные типы нейронов, декодирующих информацию: детекторы, гностические нейроны, нейроны модуляторы, командные, мнемические, семантические нейроны, Они связаны между собой стабильными и пластическими связями двух типов: информационными и модулирующими. Модификации сигналов различаются благодаря разной частоте разрядов нейронов, разной плотности импульсного потока, разным интервалам между импульсами, разной организации импульсов – в «пачки» (группы импульсов), разной периодичности «пачек», длительности и числу импульсов в пачке. Данные характеристики нервных импульсов меняются при изменении параметров стимула.

Затем информация передаётся нейронам, обладающим способностью реагировать на стимулы разных сенсорных модальностей (зрительно-слуховые, зрительно-соматосенсорные).

ЗАКОН ПЕРЦЕПЦИИ
(структура восприятия):

1. Внешний раздражитель возбуждает рецепторы органов чувств.
2. Сигнал в виде импульса или потока импульсов поступает по нервным путям к детекторам – специализированным аналитическим клеткам коры больших полушарий, анализирующим его и выделяющим отдельные признаки сигнала.
3. Затем другие нейроны, выполняющие обобщающие функции, синтезируют отдельные признаки сигнала в некий целостный образ. Создание целостного образа, вероятно, процесс ступенчатый и многостадийный и связан с неоднократной декодировкой и перекодировкой сигналов.
4. В ходе раздражения, сигнал воспринимается специализированными рецепторами органов чувств. Эти рецепторы модально специализированы и чувствительны к определённому типу стимуляции (звуку, свету, давлению…).
5. Далее сигнал (импульс раздражения) распространяется по нервам, в основном одинаковым по своему строению, составу и организации.
6. Каждый сигнал (импульс раздражения) изначально адресован в какой-то конечный пункт назначения в коре больших полушарий. Специализированные зоны коры больших полушарий головного мозга – нейроны-детекторы – декодируют поступающую информацию, различая разные качества одного и того же стимула в пределах одной модальности. Они выделяют в сложном раздражителе отдельные признаки и раздельно анализируют их, а затем передают результаты анализа другим нейронам-детекторам, обладающим способностью к обобщению отдельных признаков. Различают разные типы нейронов, декодирующих информацию: детекторы, гностические нейроны, нейроны модуляторы, командные, мнемические, семантические. Параллельно из памяти извлекаются образы аналогов и из сопоставления с ними (результатами прошлого опыта) нового сенсорного образа формируется гипотеза: что это может быть? Происходит сличение образа восприятия с хранящимися в памяти эталонами восприятия (архетипами, стереотипами) и опознание его путём отнесения к тому или иному семантическому классу (категории). Осуществляется за короткое время – секунды и менее. Создание и сопоставление иконических сенсорных образов происходит в правом полушарии. Категоризация и семантическая обработка совершается в левом полушарии коры головного мозга.
7. Формирование более определённого и детального образа восприятия при участии логического мышления на основе выделения обобщённых, иногда социально фиксированных систем признаков – перцептивное научение может длиться месяцами, годами…(например, формирование навыков чтения).
8. Коррекция образа восприятия в результате установления обратной связи в процессе практики – деятельности с предметом, явлением или в ситуации, образ которой лежит в основе программы деятельности.

ЗАКОН СТИВЕНСА: сила ощущения зависит от интенсивности раздражителя.

ЗАКОН ВЕБЕРА – ФЕХНЕРА: сила ощущения (E) находится в логарифмической зависимости от физической интенсивности раздражителя (Р):
E = k log P + c,
где k и c – некоторые постоянные, определяемые данной сенсорной системой.
Иными словами: все сенсорные системы способны к длительному восприятию сигналов лишь, если эти сигналы изменяются.
Эмпирические исследования подтверждают эту зависимость лишь для средней части диапазона воспринимаемых значений.

СВОЙСТВА, ТИПЫ И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ВОСПРИЯТИЯ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ СПОНТАННО (РЕФЛЕКТОРНО)

Предметность: качество восприятие связано с особенностями раздражителя.

Самодетерминация: причина восприятия – не само по себе воздействие внешней среды, которое организм воспринимает пассивно – приспособленчески, а активная нервная деятельность живого организма, в поведении которого воздействия внешней среды присутствуют в снятом виде. Нервная система избирательно воспринимает стимулы и раздражения – в соответствии с актуальными потребностями и целями. Поэтому объективно существующая информация, неадекватная нашим субъективным потребностям и целям, может оказаться вне пределов нашего восприятия — быть незамеченной.

Целостность: всякий объект или ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторые его части в данный момент нельзя наблюдать. Образ восприятия избыточен – некоторые компоненты его содержат информацию не только о самих себе, но и о других компонентах и об образе в целом. Человек способен воспринимать всю информацию целиком, даже если некоторые ее фрагменты будут сенсорно недоступны. О подразумевающихся, но недоступных непосредственному восприятию элементах и свойствах объекта восприятия он «догадается» «a priori»: реконструирует путем логических рассуждений.

Константность: качество восприятия связано с особенностями раздражителя и психофизическими закономерностями его восприятия. Воспринимаемые характеристики объектов относительно независимы от параметров раздражения рецепторных поверхностей воспринимающих органов. Поэтому в конечном итоге — по завершении процедуры переработки сигнала непосредственного раздражения, мы воспринимаем свойства предмета объективно — неизменными — независимо от того, под каким углом и при каком освещении он первично был дан нашим периферическим анализаторам. Например:
- константность видимой величины объектов выражается в том, что они воспринимаются примерно равными по величине при изменении удалённости от наблюдателя.
- Воспринимаемая форма объекта не меняется при изменении угла зрения.
- Видимый цвет поверхности относительно независим от спектрального состава освещения, хотя и меняет цветовые характеристики цвета, отражаемого поверхностью.

Соотношение фигуры и фона.

Фигура – замкнутая, выступающая вперёд, привлекающая внимание часть поля воспринимаемого феномена, имеющая «вещный» характер.

Фон – окружает фигуру и кажется непрерывно продолжающимся за ней. Фигура богаче фона содержанием, ярче фона.

В зрительном восприятии фон выполняет функцию системы отсчёта, относительно которой оцениваются цветовые, пространственные и другие характеристики фигуры. Отношение фигуры и фона лежит в основе различных видов константности.
Выделение фигуры из фона, объекта восприятия из всех остальных предметов – биологическая необходимость.
Любое плоскостное изображение при восприятии расслаивается на фигуру и фон.
При длительном восприятии фигура и фон меняются местами.

Очень важно, чтобы родители и педагоги каждого ребенка воспринимали, как «фигуру», а не, как «фон» собственной карьеры или биографии. Увы, это далеко не всегда так.

Сенситивность (сензитивность) – повышенная чувствительность к происходящим с человеком событиям. Сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, разных испытаний…

Сенситизация (резонанс потребностям) – повышенная апперцептивная (осмысленная) восприимчивость к объектам и событиям, соответствующим актуальным потребностям и конфликтам.

Сенсибельность – стимулы, угрожающие целостности индивида, могущие привести к серьёзным психическим нарушениям, узнаются быстрее прочих.

Сенсибилизация – повышение чувствительности нервных центров под воздействием раздражителя. Маскируется одновременно развивающимся процессом сенсорной адаптации.

Принцип постоянства – психика удерживает имеющееся количество возбуждения на возможно низком или, по меньшей мере, постоянном уровне.

СВОЙСТВА, ТИПЫ И ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ ВОСПРИЯТИЯ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ МЫШЛЕНИЕМ

Осмысленность – создание предварительной программы, задающей параметры для селекции воспринимаемых сигналов. Эта программа отражает доминирующую ситуативную или постоянную потребность или ансамбль потребностей. На её основе произвольно отбирается и обрабатывается информация, поступающая на сенсорные детекторы, с целью создания идеального образа объекта или программы удовлетворения потребности.

Осмысленность восприятия предполагает также постоянный рациональный контроль входящей информации, её моментальный анализ и, на основе обратной связи между образом восприятия и его объектом, коррекцию перцептивного образа с точки зрения адекватности его отражаемому объекту.

Категориальность, категоризация – отнесение образа восприятия единичного объекта, события, явления к некоторому классу вербальных и невербальных значений: символов, сенсорных и перцептивных эталонов, стереотипов в ходе которого на образ восприятия априорно переносятся особенности данного класса явлений. Форма упорядочения индивидуального опыта.

Избирательность (селективность) – анализ и отбор раздражителей с точки зрения их адекватности произвольно избранным параметрам идеального образа воспринимаемого объекта или программе наблюдения за объектом с целью создания его образа.

Апперцепция:
1) апперцепция устойчивая – зависимость восприятия от прошлого опыта, от мировоззрения, картины мира, уровня образованности;
2) апперцепция временная, ситуативная, неустойчивая – зависимость восприятия от эмоций, поверхностных впечатлений, внушённых мнений…

Принцип защиты – стимулы, противоречащие ожиданиям субъекта или несущие информацию, потенциально враждебную позитивному образу «Я», узнаются хуже и подвергаются большему искажению.

ВНИМАНИЕ!

ЗДЕСЬ СОДЕРЖИТСЯ КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ГЛАВНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА, КОТОРОЕ ДВИЖЕТСЯ ДВУМЯ «ВСТРЕЧНЫМИ» ПУТЯМИ:
1) ЛИБО (преимущественно в начальной школе) ОТ СЕНСОРНОГО ОБРАЗА — К ИМЕНИ - ПОНЯТИЮ - КАТЕГОРИИ,
2) ЛИБО (преимущественно в старших классах) ОТ КАТЕГОРИЙ - ПОНЯТИЙ - ИМЕН — К РЕСТАВРАЦИИ СЕНСОРНЫХ ОБРАЗОВ И - ОТ НИХ - К ВООБРАЖЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ФЕНОМЕНОВ ОБЪЕКТИВНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

ПРИНЦИПИАЛЬНЫЕ ТИПЫ ВОСПРИЯТИЯ.

Модель восприятия информации 1-й сигнальной системой:

(1) Непосредственное сенсорное раздражение (ощущение).

(2) Комплексное сенсорное восприятие (сложный сенсорный образ).

(3) Аналитическое разложение сложного образа на сенсорно однотипные «простые» модальности – формирование образов «чистых» сенсорных модальностей.

(4) Возможно, происходящая параллельно со стадией №3, бессознательная проекция образа комплексного восприятия на хранящуюся в памяти иерархически организованную галерею образов, символизирующих объекты, способные удовлетворить витальные потребности личности. Внешне выражается некоторой эмоциональной гаммой, окрашивающей поведение личности, отражающей адекватность образа восприятия этим потребностям.

(5) Сознательная проекция образа восприятия на символически представленную в памяти иерархическую галерею образов объектов, способных удовлетворить все потребности личности. Сложная разносторонняя оценка и интерпретация образа с точки зрения всего комплекса потребностей личности. Определение сути и, тем самым, персонального значения воспринимаемого явления. Изучение его отношений с «Иным» на фоне которого формируются экзистенциальные границы объекта восприятия.

(6) Наименование (слово выступает в функции «имени») объекта восприятия адекватно персонально «схваченному» его значению. При этом используются:

(a) либо готовые – «старые именные формы» – слова, которыми новый объект восприятия именуется, благодаря принципиальному сходству его образа с имеющимися в памяти образами прошлых объектов восприятий. Наименование происходит по принципу аналогии: если существенные признаки нового объекта восприятия тождественны существенным признакам, ставшим основанием для отнесения родственных аналогов к некоторому общему классу явлений и поэтому он – новый объект восприятия – вписывается в выделенный в сознании класс явлений («пес»).
(b) Либо используются «старые лексические заготовки» в виде «лексического конструктора»: корни, приставки, суффиксы, окончания, содержащиеся в персональном лексиконе, для конструирования нового слова («залипушечка»).
(c) Либо готовые – «старые именные формы» – используются в метафорическом смысле («фигня»).
(d) Либо новые слова, адекватные сущности именуемого объекта восприятия заимствуются из иностранного лексикона («компьютер»).
(e) Либо творчески создаются принципиально новые слова, не имеющие аналогов в данном языке («глокая куздра»).

(7) Вписывание «идеи», «эйдоса» (образ + имя) объекта восприятия в персональную картину мира.

(8) Критика персональной интерпретации значения объекта восприятия с точки зрения сверхиндивидуального – социального – опыта восприятия и интерпретации данного явления, отражённого в смысле обозначающего его понятия (слово в функции «понятия»). «Проверка», «редактирование» «ИМЕНИ» «ПОНЯТИЕМ» и:

(a) либо развитие «имени» до уровня «понятия» = обогащение конвенционального смысла воспринимаемого явления индивидуальными оттенками понимания его значения в результате дальнейшей обработки – слова и его денотата – абстрагирующим сознанием,
(b) либо редукция прежнего «понятия» до статуса «имени» и создание нового понятия,
(c) либо их содержательное взаимное обогащение и синтез в фонематической или графической форме одного или другого.
Подобная «критика» обусловлена:
i. либо сомнением в «чистоте» работы рецепторов и потому сомнением в корректности реакции раздражения;
ii. либо сомнением в «чистоте» рассудка, интерпретирующего данные сенсорного восприятия с позиции персональных интересов,
iii. либо сомнением в согласованности персонального определения значения воспринятого явления с конвенциональным смыслом – его интерпретацией в системе социального опыта, в общественном мнении.

Модель восприятие информации 2-й сигнальной системой (в отсутствие личного сенсорного опыта:

(1) Восприятие слова в его именной или понятийной функции – зрительно или на слух: физическое раздражение сенсорных органов (рецепторов) – «волна», «импульс»….

(2) Первичная интерпретация незнакомого слова – с точки зрения резонансности вызываемого им в сознании или подсознании гипотетического образа денотата воспринимаемого слова витальным потребностям личности.

(3) Смысловой резонанс с формально смежными элементами персонального лексикона:

(a) установление поверхностных – графических или фонетических – ассоциативных связей с формально смежными – близкими по звучанию или написанию словами – элементами персонального лексикона;

(b) присвоение новому слову значения одного из старых слов из личного лексикона в результате переноса – синтеза прежнего образа, ранее связанного в сознании с другим словом, с новым словесным знаком;

(c) теоретическое или практическое моделирование ситуаций активного использования нового слова и его денотата, в которых проявляются их, выраженные или не выраженные в наименовании, сущностные свойства. Тем самым, устанавливается соответствие или несоответствие нового имени поименованному объекту, обладавшему прежде другими именами. Проверка: насколько верно отражены в имени реальные, экспериментально подтверждённые свойства именуемого объекта, выраженные в его значении или смысле.

(4) Если ни одно из имеющихся в персональном лексиконе слов не подходит для хоть сколько-нибудь относительного, даже метафорического наименования воспринимаемого объекта, следует стадия № 4.

(5) Первичная творческая интерпретация объекта восприятия при помощи слова (местоимения). Здесь слово выступает в качестве «имени» гипотезы личной интерпретации априорной модели сложного сенсорного образа.

(6) Обратная связь с источником информации (вопросы) с целью уточнения первичной гипотезы априорной модели сложного сенсорного образа.

(7) Корректировка с помощью дополнительной информации (пояснение) гипотезы априорной модели сложного сенсорного образа.

(8) Аналитическое разложение априорной модели сложного сенсорного образа на однотипные сенсорные модальности – формирование априорных образов «чистых» сенсорных модальностей.

(9) Гипотетическое установление значения слова через проекцию априорно смоделированного сенсорного образа его денотата на бессознательную и осознанную структуру персональных потребностей личности.

(10) Корректировка содержания слова:
i. через сопоставление его значения с конвенциальным смыслом,
ii. через сравнение априорно сконструированного сенсорного образа с иными образными моделями денотата или с самим материальным прообразом имени путём личного сенсорного контакта с ним.
(Продолжение следует)
Tags: #восприятие, #психология дидактики, #структура личности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments