nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ВОСПРИЯТИЕ - 1.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СОВЕТЫ «ПОСТОРОННЕГО».



1. ПОНЯТИЕ «ВОСПРИЯТИЕ».

Некоторые, чье имя «сенсуалисты», преувеличивают значение чувственных впечатлений в целом комплексе человеческой психики, считая их основой всей психической жизни. И они не так уж не правы. Особенно, если добавить, что наши «чувства» или «эмоции» это зеркало состояния наших потребностей — их структуры, степени и полноты удовлетворенности.

Нервная система постоянно — во сне и в бодрствовании — получает и перерабатывает поток нервных импульсов (афферентация), поступающих от органов чувств:
- воспринимающих информацию от внешних раздражителей (экстерорецепция)
- или от внутренних органов (интерорецепция).

Восприятие – целостное отражение в психике человека феноменов его внешнего и внутреннего мира в их временных и пространственных связях и отношениях в виде особых психических ОБРАЗОВ, именующихся по-разному: «эйдосами», «гештальтами», «мемами», «картинами внутреннего зрения», «сенсорными модулями».... Оно —
1) возникает при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторы органов чувств и
2) обеспечивает непосредственную — сенсорную — ориентировку в среде обитания.
3) Это начальный этап познания, когда осуществляет сбор, первичная обработка и интерпретация (с точки зрения витальных потребностей) сенсорной информации, после чего
- либо включаются рефлекторные, инстинктивные программы «ответа» на стимул,
- либо – в случае их недостаточности - происходит перекодировка сенсорной информации на язык человеческой речи, после чего результат восприятия предстаёт перед мышлением, как интеллектуальная проблема, разрешаемая на более высоком уровне — разума.

Восприятие избирательно и подвижно: его вектор формируется и направляется мотивацией и имеет определённую эмоциональную окраску в зависимости от доминирующей в данный момент восприятия потребности или ансамбля потребностей.
Содержание процесса восприятия — селекция информации адекватно стоящей задаче, мотиву, потребности. Человек воспринимает информацию из внешнего или из внутреннего мира (телесного и духовного). И его восприятие (отражение) может быть адекватным или неадекватным реальности — иллюзорным: искажающим ее образ в психике человека.

ИЛЛЮЗИЯ ВОСПРИЯТИЯ

Иллюзия восприятия это неадекватное отражение воспринимаемой реальности. Она возникает:
1) либо в результате переработки информации под влиянием сильной потребности, искажающей объективную реальность в угоду желаемому результату. И тогда размеры и степень искажения зависят от уровня интеллектуального развития, от специфики содержания картины мира, от мировоззрения, от эмоционального фона, прошлого опыта, социально внушённых установок.
2) Либо в результате спонтанного действия конфигурации раздражителей, где
а) образы, возникающие при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений, искажают метрические соотношения между фрагментами их содержания;
б) деформируются представления о яркостном контрасте (серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на чёрном);
в) возникает иллюзия присутствия движения при неподвижности объекта восприятия:
- автокинетическое движение – хаотические перемещения объективно неподвижного источника света, наблюдаемого в полной темноте;
- стробоскопическое движение – впечатление движения объекта при быстром последовательном предъявлении двух неподвижных стимулов в близком соседстве;
- индуцированное движение – кажущееся движение неподвижного объекта в сторону, противоположную движению окружающего фона;
г) из двух предметов равного веса, но разных размеров меньший кажется тяжелее (иллюзия Шарпантье).
Иллюзии второго типа – результат работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, что в нормальных условиях обеспечивают его константность. Их появление объясняются спецификой строения рецепторов и анализаторов, особенностями процессов кодирования и декодирования информации, эффектами иррадиации, контраста…

МОДАЛЬНОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

Модальности восприятия отражают специфику качественно различных своей сенсорной природой ансамблей рецепторов. Это зрительные (визуальные), слуховые (аудиальные), осязательные (тактильные), обонятельные (назальные) и вкусовые (гастрономические) восприятия.

Помимо простых («чистых») восприятий существуют сложные – комплексные, системные восприятия.

Восприятие дифференцируется также по типам: «восприятие-узнавание» и «восприятие-опознание».

«Узнавание» – опознание ОБРАЗА воспринимаемого объекта, как уже известного по прошлому опыту (идентификация) в основе которого происходит сличение наличного сенсорного образа восприятия со следами, хранящимися в памяти.

«Опознание» – РАЗУМНОЕ отнесение СМЫСЛА воспринимаемого объекта к одному из нескольких заранее фиксированных классов, продолжающее «узнавание» (сравнение перцептивного образа объекта с хранящимися в памяти сенсорными эталонами).

ВНИМАНИЕ (!)

Распространенная дидактическая ошибка, когда учебная информация подается ребенку с нарушением строгой последовательности УЗНАВАНИЕ ® ОПОЗНАНИЕ. Детское восприятие будет противиться и отторгать любую информацию, содержание которой выражено исключительно разумными символами, лишенными органической — сенсорно-образной основы.

Ребенок никогда не поймет того, что он не способен себе представить.

Можно бесконечно долго и упорно талдычить ему про феномены «энергии», «массы», «производительных сил», «популяции»... Пока не стошнит. И совершенно напрасно. Вернее, результат будет, но исключительно негативный:
- либо отвращение к непонятному,
- либо снижение самооценки с неумолимым выводом: «Я — дурак».
Последнее вероятнее, особенно после усердного подкрепления такой «логики» учителем, который, конечно же, убежден, что дурак не он сам, не способный образно представить разъясняемый феномен, а ученик, не умеющий вообразить живую действительность — увидеть «призрак» реальности через ее мертвую академическую формулу.

Поэтому, кстати, многим не дается математика. Тем, у кого не развито воображение трудно понять, что такое «синус», «логарифм», «котангенс» и прочий тезаурус, выражающий не легко воображаемые сенсорно доступные феномены живого восприятия, а, порою, весьма далекие и невообразимые через память ощущений символы отношений феноменов между собой. Особенно отношения таких феноменов, которые сами по себе содержат «свернутые» многоуровневые логические обобщения, а значит удалены от сенсорно достоверной реальности на порядки классификационных «этажей» и «ступеней».

На моей памяти (а я знал немало замечательных учителей математики) только Лариса Дмитриевна Короткова (СШ №1 г.Донецка) интуитивно (как мне кажется) всегда блестяще справлялась с главной задачей учителя математики — закладкой сенсорно-образного фундамента под математические абстракции. Присутствуя на ее "открытых" уроках, я всегда в глубине души сожалел, что у меня самого не было такого Учителя.

ПОРОГИ ВОСПРИЯТИЯ

«Порог» восприятия или «порог» ощущения или «порог» чувствительности это тот предел, та граница, за которой величина раздражителя либо УЖЕ (верхний порог), либо ЕЩЕ (нижний порог) — не вызывает или не изменяет ощущения и восприятия.

Нижний абсолютный порог восприятия – минимальная величина раздражителя, впервые начинающего вызывать ощущения.

Верхний абсолютный порог восприятия – величина раздражителя, при которой ощущение либо исчезает, либо качественно меняется. До нижнего и за пределами верхнего порогов восприятия физический стимул может быть только «осознан», но не «воспринят».

Осознание сенсорно недостоверных феноменов особенно проблематично, поскольку нуждается в развитом априорном воображении и в многообразной, яркой и изощренной лексической культуре и лексиконе (словарном запасе). В эпоху компьютерного многомерного моделирования дидактический потенциал педагогики обогащается новыми — изобразительными возможностями виртуально конструируемой реальности. Хотя последние, к сожалению, далеко не всегда доступны учителям и родителям.
Многократно усилят дидактический потенциал математики, высшей физики, химии, биологии, астрономии специальные обучающие компьютерные программы, конструирующие и виртуально воссоздающие закрытые до сих пор нашему сенсорному восприятию закоулки объективной реальности, удаленные от человеческого воображения из-за естественной ограниченности органов чувств. 3-D графика и подобные «заморочки» раздвигают «пороги» наших ощущений, давая виртуальную пищу воображению и наращивая интеллектуальный потенциал человечества.

Но есть и угрожающая сторона прогресса виртуальных технологий. Создавая травматическую виртуальную реальность, можно непоправимо искалечить и изуродовать неокрепшие детские «мозги», поселив в них недоброкачественные и лживые иллюзии, способные сформировать достоверные образы социопатической и человеконенавистнической реальности.

В современных учебных заведениях учащиеся чаще всего обречены на т.н. «сенсорную депривацию». Это связано и с убогой невыразительностью лексики учебных текстов, исполняемых педагогами и авторами учебников, бедной яркими, понятными и оттого запоминающимися образами живой действительности. И с убогостью наглядных пособий. И с чрезмерной привязанностью учебного процесса к классической статике школярского интерьера — с дисциплинарной замкнутостью в четырех стенах дидактической казармы, ежедневно изолирующей на 6-8 часов живого ребенка от потоков Сенсорной Реальности, минующих эмоционально стерильные учебные заведения.

Сенсорная депривация или, по-русски, угнетение чувств это ограничение или вовсе лишение человека некоторых («мягкая» депривация) или любых («жесткая» депривация) сенсорных впечатлений. Происходит «травма афферентации», когда ЦНС испытывает недостаток информации со стороны периферических органов чувств. Привычка работы в режиме «обратной связи» вынуждает управляющую «верхушку» человеческого интеллекта компенсировать недоработку периферии априорным конструированием недополученных образов объективной реальности и замещением их искусственным суррогатом — иллюзиями, которые могут быть и доброкачественными, и бредовыми. Так изоляция психики от взаимодействия с сенсорно продуктивными феноменами может стать причиной психического расстройства и дальнейшего заболевания.

В ответ на недостаточность афферентации активизируются процессы воображения, воздействуя на образную память. Возникают яркие эйдетические представления, спроецированные вовне, оценивающиеся как защитные (компенсаторные) реакции. При длительной сенсорной депривации нарушается устойчивость психической деятельности: снижается настроение, возникает заторможенность, депрессия, апатия, сменяющиеся на короткое время эйфорией или раздражительностью, нарушается память, ритм сна и бодрствования, развиваются гипнотические состояния…. В дальнейшем нарушаются процессы мышления, утрачиваются волевые качества, становится трудно сосредоточиться на проблеме и логично её осмыслить. Эйдетические представления могут выйти из-под контроля «Я» и проявляться в форме галлюцинаций.

Нередко придуманная взрослыми невеждами детская болезнь «аутизм» имеет своей причиной хроническую сенсорную депривацию, которая провоцирует компенсаторные процессы создания яркой и эмоционально насыщенной субъективной виртуальной реальности, из которой ребенку некомфортно выходить в серый и чувственно убогий «взрослый мир».

В 1893 году русский психолог с нерусской фамилией Н.Н.Ланге сформулировал «общий закон восприятия», согласно которому процесс всякого восприятия состоит в чрезвычайно быстрой смене целого ряда моментов или ступеней, причём каждая предыдущая ступень представляет психическое состояние менее конкретного, более общего характера, а каждая следующая – более частного и дифференцированного.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Николай Николаевич Ланге (12 (24) марта 1858, Санкт-Петербург — 15 февраля 1921, Одесса) — русский психолог, ученик и последователь основателя петербургской школы университетской философии и психологии М.И. Владиславлева.

После окончания Санкт-Петербургской гимназии в 1878 г и историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета слушал философские курсы за границей и работал в психологическом институте Вильгельма Вундта. В результате написал работы о внимании, опубликованные в «Philosophische Studien» Вундта (т. IV), а затем, в переработанном виде, в книге: «Психологические исследования. Закон перцепции. Теория волевого внимания» (Одесса, 1893).

Приват-доцент по философии Санкт-Петербургского и Одесского университетов.
С 1888 профессор Новороссийского университета (Одесса), где в 1896 организовал одну из первых в стране экспериментальных психологических лабораторий.


Занимался проблемами восприятия, внимания, памяти, мышления на основе понимания двигательных реакций как первичных по отношению к собственно психическим процессам. Сформулировал закон перцепции, согласно которому восприятие имеет стадиальный характер от обобщённого к дифференцированному образу. Автор моторной теории внимания, в соответствии с которой, колебания внимания при «двойственных изображениях» определяются движениями глаз, обегающих изображённый контур.

Ученик Н. Н. Ланге — психолог Д. Г. Элькин.

Труды
Н. Н. Ланге:

1. «История нравственных идей XIX века» (ч. I, СПб., 1888);
2. «О действии гашиша» (Психологическая заметка). — Москва, 1889;
3. «Душа ребёнка» (СПб., 1892, по Прейеру);
4. «Письма Элоизы к Абеляру» // «Южный сборник в пользу пострадавших от неурожая» (Одесса, 1892);
5. Перевод с примечаниями «Первой аналитики» Аристотеля (СПб., 1894).
6. «Учебник логики» (Одесса, 1898);
7. «Великие мыслители XIX века. Лекция I. Кант и «Критика чистого разума» (Одесса, 1901);
8. «Теория В. Вундта о начале мифа» (Одесса, 1912)

В 1974 году другой русский психолог с опять нерусской фамилией Л.М.Веккер сформулировал «универсальную закономерность становления чувственных образов»: образ стадиально продвигается от общей расплывчатой нерасчленённой и лишь топологически инвариантной структуры к адекватной, максимально индивидуализированной метрически инвариантной структуре.

БИОГРАФИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Лев Ма́ркович Ве́ккер (4 октября 1918 года, Одесса — 1 октября 2001 года, Вашингтон). Доктор психологических наук, профессор Ленинградского государственного университета и Университета Джорджа Мейсона.

В 30-е годы вместе семьёй переезжает из Одессы в Ленинград, где учится сначала на физическом, а затем на философском факультете ЛГУ (отделение психологии), который окончил в 1947 году.
Защитил кандидатскую диссертацию «К вопросу о построении осязательного образа».
Преподавал психологию в Вильнюсском педагогическом институте, с 1956 года заведует кафедрой психологии.
1959-1981 гг работает на факультете психологии ЛГУ (ст. науч. сотрудник, профессор). Защищает докторскую диссертацию «Восприятие и основы его моделирования» (1964). Выпускает трёхтомную монографию «Психические процессы» (1974, 1976, 1981).
1981 г. подаёт просьбу об эмиграции, в которой ему отказывают.
В 1985—1987 годы работает в Новгородском политехническом институте.
В 1987 году уезжает в США, работает в Университете Джорджа Мейсона и в Институте перспективных исследований им. Ш. Краснова.

Создал целостную концепцию психических процессов, объясняющую механизмы формирования объективного образа окружающей действительности. Считал необходимым «разводить» в составе психических процессов более элементарные и более сложные феномены. Для построения целостной концепции психических процессов необходим путь «снизу-вверх»: от описания более простых, базовых характеристик психики, к описанию вторичных, производных характеристик, присущих высшим уровням её организации.
Экспериментально доказал, что базовый уровень — основа всех психических процессов — тактильно-кинестетические ощущения. Дальнейшее изучение психической «архитектуры» продвигается по её «уровням» и «этажам» — от элементарных ощущений к рациональному осознанию реальности и описанию ее вербальными символами.

Труды Л. М. Веккера:

1. Восприятие и основы его моделирования. — ЛГУ, 1964. — 194 с..
2. Психические процессы. В 3-х т. — ЛГУ, 1974-1976 -1981.
— Т. 1. Ощущение и восприятие. — 334 с..
— Т. 2. Мышление и интеллект. — 342 с..
— Т. 3. Субъект. Переживание. Действие. Сознание. — 326 с..
3. Психика и реальность: единая теория психических процессов. — М.: Смысл, 1998. — 670 с.

Вывод Л. М. Веккера о том, что «основа всех психических процессов — тактильно-кинестетические ощущения» звучит позорным приговором всей системе советского, а с некоторых пор и российского просвещения, где ребенок дисциплинарно изолирован казарменной классно-урочной системой от естественного богатства «тактильно-кинестетических ощущений» живого мира.

Пара слов в защиту т.н. «классно-урочной системы». У нее пока что нет разумной и достоверной альтернативы. Масса экспериментов, претендующих на создание ей адекватной замены пока что не оправдали себя из-за отсутствия общепринятых и достоверных критериев качества дидактическго процесса. Поэтому следует соблюдать осторожность и меру в таком экспериментировании и не спешить замещать проверенное надежное «старое» сомнительным «новым» с неочевидными последствиями и сомнительными результатами.
(Продолжение следует)
Tags: #восприятие, #психология дидактики, #структура личности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments