nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

Category:

ПОТРЕБНОСТИ - 2.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СОВЕТЫ «ПОСТОРОННЕГО».

НЕЙРОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ МОТИВАЦИИ

Нервное возбуждение возникает в подкорковых центрах и накапливается там до наступления момента удовлетворения потребности, достигая критического уровня. Мотивационное возбуждение постепенно охватывает различные уровни и системы мозга за пределами подкорки. Главные мозговые центры, фиксирующие любую неудовлетворенность организма и генерирующие мотивационное возбуждение — гипоталамус и лимбическая система. Они создают особое интегрированное состояние мозга, при котором подкорковые структуры обеспечивают энергетическое питание и вовлечение в деятельность коры больших полушарий. В результате начинается поиск путей и объектов удовлетворения потребности.

Любая мотивация имеет два компонента:
- энергетический, отражающий меру напряжения (силу) потребности
- семантический (содержательный), отражающий ее значение для организма.

Мотивация активизирует работу функциональной (исполнительной) системы, работающей на удовлетворение потребности. Функциональная система формируется “механизмами”:
- афферентного синтеза - объединения всех возбуждений, воссоздающего сенсорный образ предмета или объекта удовлетворения потребности и
- акцептора результатов действия - психического механизма предвидения и оценки результатов действия: "информационный эквивалент результата", извлекаемый из памяти в процессе принятия решения, обусловливающий организацию двигательной активности организма в поведенческом акте и осуществляющий сличение результата с образом его "опережающего отражения".

В случае их совпадения осуществленная функциональная схема распадается, организм переходит к другому целенаправленному поведению.

В случае частичного несовпадения вводятся поправки в программу действия.

В случае полного несовпадения развивается ориентировочно-исследовательское поведение.

В процессе деятельности функциональной системы:
- снижаются сенсорные пороги восприятия актуальных с т.з. удовлетворения данной потребности стимулов,
- усиливаются ориентировочные реакции,
- активизируется память,
- возникает «предпусковая готовность» к выполнению деятельности:
- активизируется двигательная система,
- повышается тонус симпатической нервной системы,
- усиливаются вегетативные реакции,
- возрастает поисковая активность, имеющая целенаправленный характер,
- возникают эмоции, имеющие преимущественно негативный характер до тех пор, пока потребность не будет удовлетворена.

Мотивация сохраняется на протяжении всего поведенческого акта, определяя:
- начальную стадию поведения (афферентный синтез),
- предвидение будущих результатов,
- принятие решения,
- его коррекцию на основе акцептора результатов действия и изменившейся обстановочной афферентации.

Законы Йеркса-Додсона описывают зависимость деятельности, удовлетворяющей потребность, от мотивации:
качество и продуктивность выполняемой деятельности зависит от интенсивности (уровня) мотивации.

Закон 1. По мере возрастания интенсивности мотивации качество деятельности изменяется соответственно колоколообразной кривой: сначала – повышается, но, пройдя высшую точку успешности деятельности, снижается.

Закон 2. Чем сложнее деятельность, тем больше она нуждается в высоком уровне мотивации.

Существует феномен полимотивированности, когда одновременно параллельно работают нескольких мотивов одной и той же деятельности. При этом вероятность удовлетворения потребности повышается, хотя интенсивность каждой отдельной мотивации уменьшается из-за ограниченности энергетических резервов организма.

5. ЕСЛИ ПОТРЕБНОСТЬ НЕ УДОВЛЕТВОРЕНА:

1) следует определить причины неудачи и выбрать иной способ ее удовлетворения;
2) такая деятельность неизбежно будет происходить в невротической атмосфере:
- ослабления воли,
- повышенной раздражительности,
- чувства неясной вины,
- ощущения обострённой ответственности.
Застревание в ней грозит перерастанием в хронический невроз и - в психастению, которой свойственны:
- нерешительность,
- мнительность,
- навязчивое мудрствование: перебор вариантов возможных действий,
- страхи,
- ипохондрия.

При неудовлетворении потребности нужды (сохранения) порождается ТРЕВОГА.

При неудовлетворении потребности роста (развития) порождается ТОСКА, ФРУСТРАЦИЯ.

Если в данной ситуации в данный момент времени удовлетворить потребность невозможно, следует искать способы преодоления неудовлетворённой потребности.

Один из них - ВЫТЕСНЕНИЕ - самая примитивная и неэффективная психическая защита, где вытесненные потребности всё же могут вернуться в сознание в изменённой форме, затрудняя понимание их подлинного происхождения и выработку технологии удовлетворения и сопровождаясь хронической тревожностью и психическим дискомфортом.

Другой вариант психической защиты - ПОДАВЛЕНИЕ, ЗАМЕЩЕНИЕ, когда
1) сперва сознание избавляется – вытесняет – образ объекта, способного удовлетворить актуальную потребность, но по какой-то причине недоступного;
2) затем либо замещает его образом или символом более доступного объекта,
3) либо замещает саму потребность при сохранении неизменным объекта, на который она направлена,
4) либо изменяет технологию удовлетворения потребности.

Потребность, и все порождаемые ею эмоции, мысли не исчезают бесследно и влияют на поведение в виде бессознательных смутных страхов, тревог, беспокойств. В подсознание вытесняются не сами потребности, а их отражения - “маски”: желания, интересы, мотивы. Человек волевым образом может запретить себе думать об объектах, способных удовлетворить потребность, но не может устранить причину такого думания и продолжает бессознательно искать способы её удовлетворения.

«Работающая» потребность искажает Картину Мира, ускользает от осознания, однако, продолжает влиять на душевную жизнь. Если в поле восприятия попадает объект, способный стать источником удовлетворения “законсервированной” потребности, сознание “автоматически” вновь принимается за работу, стремясь найти способ обладания им.

Риск такой ситуации в том, что может нарушиться и выйти из-под рационального контроля связь между потребностью и источниками и способами её удовлетворения. Человек потеряет способность разумно, произвольно управлять своим поведением и станет игрушкой тёмных стихий, скрывающихся в подвалах бессознательного. Вытесненные и подавленные потребности проявляются в «психопатологии обыденной жизни» в форме обмолвок, описок, неловких движений, юмора…
Если сознание личности превратит индивидуальную потребность в сверхценную идею, которая станет абсолютно господствовать в структуре потребностей субъекта, сформируется состояние ИСТЕРИИ - агрессивного навязывания своих потребностей в форме «сверхценных» идей другим людям (как майданные революционеры).

ПРОГРАММЫ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ:

1) безусловные рефлексы (инстинкты) – наследственные программы поведения, неизменяемые и непроизвольные,
2) условные рефлексы
- ансамбли безусловных рефлексов,
- выработанные в ответ на стандартные ситуации;
- стереотипные реакции, сформировавшиеся в однотипных условиях,
- традиции и ритуалы,
- социально выработанные программы поведения, передаваемые суггестивно и с помощью механизмов имитации авторитетных персон и общественных лидеров, ритуального подражания и внушения…
3) персональное мышление: произвольно созданные индивидуальные программы поведения, не имеющие аналогов - продукт неповторимого личного творчества.

СЧАСТЬЕ – переживание полноты удовлетворённой потребности. Оно непродолжительно, так как из одной удовлетворённой потребности рождаются новые.

6. ДОМИНИРУЮЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ И ДОМИНИРУЮЩАЯ МОТИВАЦИЯ

Потребности нередко сосуществуют, провоцируя взаимоисключающее поведение, в котором борются потребности и мотивации и - в результате соперничества - выстраивается строгая иерархия потребностей и мотивов.

В формировании мотиваций и их иерархической структуры ведущую роль играет принцип доминанты, сформулированный А.А.Ухтомским (1925): в каждый момент времени доминирует та мотивация, в основе которой лежит наиболее важная биологическая потребность. Сила потребности проявляется в величине мотивационного возбуждения структур лимбической системы и определяет его доминантный характер.

Доминанта:
- физиологически это высокая отзывчивость и «впечатлительность» ЦНС к некоторым воздействиям;
- биологически это создание условий для удовлетворения потребности в случайной и постоянно меняющейся внешней среде;
- инертна, устойчива и длительна: доминирующее мотивационное возбуждение, побуждающее к определённому целенаправленному поведению, сохраняется до тех пор, пока не будет удовлетворена вызвавшая его потребность. При этом все энергия посторонних раздражителей только усиливают мотивацию, а все другие виды деятельности подавляются.

В экстремальных ситуациях доминирующая мотивация может трансформировать направленность и изменять поведение: организм совершает новую, неадекватную исходной потребности деятельность. Например: доминанта, созданная страхом, может превратиться в свою противоположность – доминанту ярости, которая изменит пассивно-оборонительное капитулянтское поведение на активно-агрессивное.

ОТСУТСТВИЕ ДОМИНИРУЮЩЕЙ (СМЫСЛООБРАЗУЮЩЕЙ) ПОТРЕБНОСТИ делает личность неустойчивой изнутри: рушится иерархическая архитектура потребностей — кристаллическая решётка её структуры. Личность становится игрушкой ситуативных доминант. В ней происходит непрерывная перестройка структуры потребностей в зависимости от меняющейся внешней ситуации или от внутреннего настроения, эмоционального тонуса, направленности сознания, внимания.…Это выглядит внешне как капризность, вздорность, придирчивость.…Такая внутренняя дезинтеграция — результат отсутствия ВОЛИ.

Длительная дезинтеграция структуры потребностей, отсутствие у неё отчётливого доминантного ядра или иначе — верхушки пирамиды потребностей — порождает АПАТИЮ – ослабление потребностей, исчезновение желаний, эмоций. Возникает сознание собственной неполноценности, бессмысленности существования.

Отсутствие смыслообразующих доминант в персональной структуре потребностей может компенсироваться замещающими их разнообразными ВЛЕЧЕНИЯМИ и ЖЕЛАНИЯМИ – ситуативным, кратковременным доминированием «неглубокой» потребности, олицетворённой смутно осознанной «ближней» (достижимой) целью.

Коренным образом отличается от зыбких “влечений” и капризных “желаний” монолитный ИНТЕРЕС – доминирование «глубокой», сущностной потребности, олицетворённой «дальней», перспективной целью, на пути к которой следует преодолеть ряд этапов, приложить волевые усилия для её достижения, связанные с самоограничением и напряжением всех интеллектуальных и физических личностных сил.

7. ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ

1) БИОЛОГИЧЕСКИЕ \ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ (ВИТАЛЬНЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ В ВЕЩЕСТВЕ, В ЭНЕРГИИ, В ИНФОРМАЦИИ:
- энергетического накопления: в воздухе, воде, пище, свете, тепле;
- энергетического сохранения и перераспределения: релаксации, регуляции сна, экономии сил, температурного комфорта — удовлетворяются при наличии своей территории;
- энергетического расхода: в безопасности (защита себя и своей территории), в получении и обработке сенсорной информации.

Человеческий организм и среда его существования относительно независимы друг от друга.
Некоторые изменения среды до некоторых пор могут не требовать изменений в организме или, по крайней мере, существенных изменений:
- в жаре или холоде, не достигших предельных для организма величин, человек может автономно поддерживать постоянную температур;
- в случае нехватки кислорода можно компенсировать его недостаток, сжигая больше сахара и увеличивая число красных кровяных телец;
- при нехватке пищи, можно какое-то время употреблять собственные запасы жира.

Если же изменения среды столь значительны, что для приспособления к ним недостаточно внутренних ресурсов организма, человек способен искусственно создать дополнительные (культурные) условия своего существования и инструменты удовлетворения потребностей.

Витальные потребности обусловлены необходимостью поддерживать постоянство внутренней среды организма и её гармонию с внешней средой (ГОМЕОСТАЗ). Побуждаемая ими активность всегда направлена на достижение оптимального уровня функционирования основных жизненных процессов. Эта активность возобновляется при отклонении параметров внутренней среды от оптимального уровня и прекращается при его достижении. Большинство биологических потребностей носит инстинктивный характер.

ИНСТИНКТЫ — программы удовлетворения безусловных биологических потребностей вида, в которых генетически предопределены:
- свойства предметов и явлений, способных удовлетворить эти потребности,
- технологии поведения (последовательность поведенческих актов), приводящие к полезному результату.
Удовлетворение витальной потребности не требует участия другой особи того же вида.
Неудовлетворение витальных потребностей ведёт к физической гибели особи.
Биологические потребности человека отличаются от животных:
- их удовлетворение происходит в форме социокультурных актов (кулинария, брак…);
- человек способен произвольно тормозить, откладывать удовлетворение витальных потребностей или трансформировать их – замещать, вытеснять, видоизменять, удовлетворять частично или с помощью суррогатов…

Так или иначе, все потребности, в конце концов, сводятся к биологическим: даже самые возвышенные идеальные или персональные потребности имеют своей конечной целью удовлетворение основных витальных потребностей или создание условий для их успешного удовлетворения.

2) СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ.

Для их удовлетворения необходима коммуникация с представителями своего биологического вида - научение, кооперация, конкуренция...

«РЕПРОДУКТИВНАЯ»:
- в оплодотворении и т.о. в продолжении рода, в сохранении вида,
- содержит физиологическую и психическую составляющие, способные функционировать автономно.

РОДИТЕЛЬСКАЯ: забота, уход, выращивание потомства, трансляция культуры.

«СЕКСУАЛЬНАЯ»:
- в достижении оргазма;
- содержит физиологическую и психическую составляющие, способные функционировать автономно;
- возможность волевого управления сексуальными практиками обеспечивает технологии сублимации, когда, предназначенные для сексуальной практики векторы расхода сексуальной энергии изменяются, перенаправляясь на иные объекты.

Сексуальная потребность относится к числу естественных, но не необходимых (необязательных):
- она «естественная» и потому, в случае неудовлетворения, грозит нарушением нормального развития организма (изменение гормонального фона, деформация химических процессов, нарушения обмена веществ…) и личности (психическая травма),
- но «не необходимая» т.е. необязательная, а значит ее неудовлетворение не угрожает жизни индивида, а лишь изменяет её качество.

Существует возможность волевого отказа от сексуального удовлетворения:
а) во имя индивидуальных, социальных или религиозных ценностей;
б) вследствие «бегства», «капитуляции», вызванных приобретённым опытом неудач, отсутствием необходимой оперативной технологической культуры.

Цель полового акта:
- у животных – оплодотворение;
- у человека – достижение оргазма, а оплодотворение – побочное и не всегда желанное следствие.

В разных исторических культурах существует разное отношение к сексу:
- в христианстве и в относящихся к нему современных европейских культурах секс считается наказанием за первородный «грех», «грязью», «кознями дьявола», «антисоциальным явлением». Такое отношение к сексу вызывает формальное преследование порнографии, проституции, осуждение супружеской неверности и «запрет» сексуальных утех. Фактически же подобные “запреты” играют роль рекламного приема, усиливающего сладость и желанность “запретного плода” и повышают эффект его бизнес-эксплуатации.

Буддизм, даосизм, индуизм… находят в сексе счастье, красоту, искусство, особую культурную технологию и смысл жизни. Но при этом не абсолютизируют его и не делают единственной - абсолютно доминирующей потребностью и мотивом здорового человеческого поведения. Наряду с искусством сексуальных практик эти древнейшие религиозные философии, порожденные миром свободных людей (христианство - более поздняя религия рабов, компенсирующая порождением особой виртуальной реальности в загробной жизни неизбежность и непреодолимость рабского статуса в жизни настоящей - земной) воспитывают чувство меры и умение использовать смыслы, ценности и практики человеческой жизни, альтернативные сексуальным.

Оргиастические (эротические) сексуальные практики и технологии отсутствуют у животных. Это мотивировано специфическими биохимическими (гормональными) и психическими процессами. Цель сексуальной практики: приятное напряжение, длительное его сохранение и последующее снятие (оргазм) с наслаждением и расслаблением, сопровождающимся изменёнными состояниями сознания (метафорически интерпретируемыми с использованием метафизической или поэтической терминологии – снятие границ между «Я» и миром, единение со Вселенной, выход в астрал…). Оргазм не исключительно «генитальная» реакция. Его вызывает особый способ переживания секса (продукт работы воображения, сопровождаемый особым видом дыхания…) Возможно достижение оргазма без стимуляции гениталий – вследствие стимуляции других органов и зон человеческого тела или исключительно силой воображения.

Фрейд считал способность к оргазму универсальным признаком психического здоровья.

Осмысленный, целенаправленный, технологичный поиск оргазма присутствует в одних исторических культурах и отсутствует в других. Мотивированное достижением оргазма усовершенствование сексуальных практик не повредило устоям общества и не привело к нравственным деформациям личности. Любое «нормирование» сексуальных практик и разделение на «правильные» и «неправильные» - противоестественно и чревато психическими травмами и уродством. Неповторимое многообразие физиологических и психологических конституций человека, историко-культурных традиций обусловливает такое же неповторимое своеобразие сексуальных практик, истинность и право на существование которых имеет единственное универсальное и гуманное обоснование – достижение оргазма.

ПОТРЕБНОСТИ В ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЕ (В "ИНКОРПОРИРОВАННОСТИ"):
- в доброжелательности,
- в сочувствии, сострадании,
- в сотрудничестве, общении,
- в следовании нормам и традициям,
- в идеологии, религии – в общепринятом и авторитетном мировоззрении.

Религия от имени абсолютного авторитета нормирует пропорции удовлетворения потребностей личности в зависимости от занимаемого ею места в социальной структуре так, чтобы это не мешало удовлетворению потребностей других членов общества.
Слияние с социумом проявляется в использовании внимания, привязанности окружающих, ощущении себя любимым и уважаемым другими людьми.

ПОТРЕБНОСТИ ОБЛАДАНИЯ ИЕРАРХИЧЕСКИМ СТАТУСОМ И СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ.
Человек нуждается в точной определенности своего места в пространстве локального и всеобщего социума:
1) в ясном понимание структуры и иерархических отношений в группе,
2) правил и пределов своего поведения, основанного на знании своих прав и обязанностей.
Это предоставляет ему возможности:
- кооперации собственных усилий с усилиями общества,
- выбора правильных стратегий и тактик в конкурентной борьбе за ресурсы и
- обособления в социуме для сохранения индивидуальности.

Неудовлетворение социальных потребностей ведёт к гибели общества, вслед за которой наступает гибель составляющих его особей.

Но и монополия социальных потребностей над индивидуальными превращает человека в «предмет», одушевлённое орудие - инструмент исполнения социальной роли или функции, навязанной обществом. Отказываясь от собственных взглядов, мнений, послушно исполняя навязанную обществом роль, человек снимает с себя ответственность перед самим собой за последствия собственных действий. Так солдаты убивают, когда сами «не хотят» убивать, политики лгут, когда сами «стремятся к правде», обыватели уничтожают природу, продолжая её «любить»…

В истории всегда были личности, способные критически отнестись к навязываемой им обществом роли и, противопоставив ей собственное мнение и собственную систему ценностей и убеждений, внести в её «текст» авторскую правку. С третьей четверти ХХ века в странах европейской цивилизации таких людей становится так много, что их мнение всё чаще определяет политику, хозяйство и культурный быт. Происходит так называемая «революция субъектов», ставших носителями «нового индивидуализма», в корне отличного от эгоистического инфантильного, нередко демонстративно эпатажного индивидуализма-негативизма. Новый (гуманистический) индивидуализм рождается из чувства личной ответственности за судьбы мира. Его носители способны к групповым действиям в интересах общества, но отрицают стадный коллективизм, подрывающий личную ответственность.

3) ИДЕАЛЬНЫЕ (ДУХОВНЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ

Естественные корни идеальных потребностей - в ориентировочном рефлексе “что это?!”
Потребность в новизне – основа ориентировочно-исследовательской деятельности. Она активизируется при наличии:
1) дефицита источников активации и мобилизации энергии личности, побуждающего к поиску новых стимулов (сложных и разных);
2) дефицита информации (сенсорной и логической), заставляющей преодолевать неопределённость.

ПОТРЕБНОСТЬ В ВООРУЖЕННОСТИ СПОСОБАМИ И СРЕДСТВАМИ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ (ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ).

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ (КОГНИТИВНЫЕ) ПОТРЕБНОСТИ:
- потребность в КАРТИНЕ МИРА: информации о мире и своём месте в нём...
- потребность в МИРОВОЗЗРЕНИИ \ ИДЕОЛОГИИ =
1) логическая организованность Картины Мира: систематизация информации по родо-видовым и причинно-следственным признакам (закономерности);
2) понимание смысла жизни и смысла индивидуального существования;
3) стабильность Картины Мира;
4) самосознание и самопознание (рефлексия — психическая дистанция по отношению к самому себе: «Я», как ИНОЕ).

“ЛОВУШКИ” САМОСОЗНАНИЯ:

А) Отсутствие собственной КОНЦЕПЦИИ «Я» из-за недоверия к себе, боязни себя и своей памяти, хранящей психотравмирующий опыт неудач и поражений.

Б) Внешняя ПРОЕКЦИЯ себя – бессознательное присваивание другим людям собственных психических особенностей («судить по себе»), как психическая защита, когда перенесенные с себя самого на другого качества личности не признаются собственными атрибутами.

В) ВЫТЕСНЕНИЕ, ЗАМЕЩЕНИЕ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО…

Г) ИДЕНТИФИКАЦИЯ себя с авторитетным человеком, этносом, социальной группой… Некритическое восприятие влияния окружения.

СИМВОЛИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ:
- в символизации, кодировании — декодировании информации с целью её подготовки для усвоения, обмена и передачи в пространстве и времени;
- в корректности использования символов – однозначном понимании и применении, в фиксированности и устойчивости смысла, стоящего за символом.

Комплексное удовлетворение идеальных (духовных) потребностей проявляется в моделировании человеком своих взглядов и представлений о мире и его устройстве в формах: МИФОВ, РЕЛИГИЙ, НАУКИ, ИСКУССТВА.

(Продолжение следует)
Tags: #базис личности, #каталог потребностей, #модель личности, #мотивация поведения, #потребности, #структура личности, #структура потребностей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments