nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

Category:

ПОТРЕБНОСТИ - 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СОВЕТЫ «ПОСТОРОННЕГО».



ВВЕДЕНИЕ

В душе человека изначально — еще в материнской утробе — потребности уже организованы в стройную иерархическую пирамидальную структуру, где на вершине какое-то время держится и «работает» всегда только одна единственная доминирующая потребность. И, где за право занять ее место непрерывно соревнуются несколько аналогов с «нижних» этажах всей этой психической архитектуры.

На ранних этапах личной судьбы конкурентное «брожение» потребностей совершается стихийно — помимо участия формирующегося и пока еще слабого, незрелого и маловлиятельного разума. Однако созревание физиологического источника и вместилища рассудка — коры больших полушарий — вносит существенные изменения в работу генератора потребностей. При этом витальные (биологические) потребности нисколько не утрачивают свою изначальную силу и значимость и, в том числе, на фоне разумно осознаваемых и волеуправляемых. Но, лишенные разумного осмысления и волевого сопровождения, они уходят в «тень», проваливаясь из фокуса нашего осмысленного внимания и контроля в подвалы бессознательного, чтобы оттуда провозглашать свои неминуемые и беззастенчивые приговоры, маскируемые ханжескими нарядами нравственности и приличия.

Безошибочная ориентация в космосе потребностей — способность выбирать из их палитры единственную, актуальную текущему моменту, умение вовремя ее менять, согласно переменчивым обстоятельствам — одно из главных искусств этой жизни, которыми полезно владеть всем и которыми, на самом деле, мало кто владеет. В абсолютном большинстве случаев люди это безвольные и несамостоятельные игрушки безумных стихий океана потребностей. В лучшем случае они способны понять, объяснить и предвидеть свой ближайший курс в его бурлящей пучине. Но не проложить его произвольно. И еще реже — выдержать произвольно избранный вектор до прибытия в пункт назначения.

Разобраться в дебрях бесконечного склада человеческих потребностей нам помогает ВОЛЯ. Это детище природного упорства, из инстинктивного чрева которого ее извлекает разум — лоцман и капитан, ведущий нас через бури страстей к обетованным твердыням наших интересов и целей. Разумная воля и только она способна, после специальной инвентаризации, навести порядок на всех этажах архива человеческих потребностей, действуя по принципу: «богатство это количество вещей без которых можно обойтись».

МОТИВАЦИЯ, по существу, означает наш выбор — сознательный или инстинктивный — из нескольких соперничающих потребностей той самой единственной, которой, некоторое время, предстоит монархически определять вектор личной судьбы.

Искусство мотивации — корень и главный источник всех педагогических успехов. Сделать так, чтобы ребенок ОХОТНО (!) жил по правилам взрослых (которые они и сами-то далеко не всегда исполняют) — высший пилотаж. Мало кто из нынешних педагогов умеет «летать» красиво. Хотя асов никогда и не было слишком много.

Ребенок, успешно развивающийся в какой бы то ни было педагогической парадигме, это прежде всего ребенок с упорядоченным складом персональных потребностей, где он и сам чувствует себя уверенным хозяином всего этого богатства. И таковым и является на самом деле. И совсем не важно какая это педагогическая парадигма. Лишь бы она обеспечивала его умственный рост и телесное и психическое развитие.

А сами по себе педагогические парадигмы отличаются друг от друга, в первую очередь тем, какие потребности учащихся они полагают первостепенными и какими способами готовы их удовлетворять.

1. ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ

КЛАССИФИКАЦИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ РАЗНЫМИ МЫСЛИТЕЛЯМИ

Эпикур.
1) Естественные и необходимые потребности (в еде, питье…).
2) Естественные, но не необходимые потребности (секс…).
3) Ни естественные, ни необходимые потребности (желания, возникающие вследствие жизни среди людей: власть, любовь…).
Желание высокой степени интенсивности (страсть – “pathos”) подчиняет себе личность и грозит ей уничтожением. Особенно опасные страсти: боязнь богов, страх смерти и любовь.

У.И.Томас.
Потребности:
в безопасности,
в признании,
в дружбе,
в новом опыте.

Г.А.Мюррей.
Выделил несколько десятков потребностей, сгруппировав их по принципам:
- «скрытые» - «явные»;
- «проактивные» (исходящие от личности) – «реактивные» (вызванные внешней ситуацией);
- «висцерогенные» (связанные с функционированием организма) – «психогенные» (связанные с психической жизнью).
В такой классификации многие потребности относились сразу к нескольким категориям.

К. Гольдштейн.
Теория «баланса потребностей».
Предшественники К. Гольдштейна считали, что любая потребность, оставаясь неудовлетворенной, порождает внутреннее напряжение, чреватое психическим дискомфортом до тех пор, пока не наступит ее удовлетворение и, тем самым, разрядка напряжения.
Сам К. Гольдштейн понимал «потребность», как состояние стремления к балансу (а не разрядке) напряжений.

А. Адлер.
Всеобщий инстинкт – «прирождённое влечение к силе» – заставляет каждую систему совершенствоваться. Поэтому люди, имеющие дефекты борются и преодолевают их. Дефект – трамплин, подбрасывающий личность над её недостатками. «Прирождённое влечение к силе» – абсолютно доминирующая потребность – ведёт личность к совершенству.

К. Роджерс.
В основе природы человека – инстинкт к совершенствованию («самоактуализации»): не ориентироваться на общественный интерес, а исходить из интересов личности.

А. Маслоу.
Изучая жизнь выдающихся людей, сформулировал понятие: «пирамида» или «иерархия» потребностей.

Ядро личности составляют базальные (физиологические) потребности
(удовлетворяются на 85%):
1) в выживании, в физиологической устойчивости организма:
а) благоприятные характеристики внешней среды: температура, влажность,
атмосферное давление — ГОМЕОСТАЗ;
б) в энергетических ресурсах: голод, жажда, сон, отдых;
в) в физическом здоровье…
2) в сенсорной информации ("сенсорный голод");
3) во взаимодействии с окружающим миром;
4) в удовлетворении сексуального влечения.

Потребность в безопасности, защищенности (удовлетворяются на 70%):
1) Избегать боли, болезней, пугающих объектов, пугающих ситуаций.
2) Иметь защитника, защиту, спасительные средства.
3) Защита мировоззрения, картины мира.
4) Безопасность взаимодействия с окружающим миром. Защита от давления общества.
5) Безопасность дома, семьи, близких и важных для человека людей (животных).

III. Потребность в хорошем отношении, в любви, в принадлежности к группе (удовлетворяются на 50%):
1) "радоваться своему отражению в зеркале": волевые акты, самоконтроль, мотивация личностных изменений;
2) "желание" хорошо учиться, приятие чужого опыта, некритичное мышление;
3) слиться с большинством, иметь компанию, группу, "молчаливое согласие" с большинством;
4) стремление понравиться лицам противоположного пола или симпатичным людям; 5) ухаживание, забота, соответствие требованиям близких и значимых людей.

IV. Потребность в уважении, одобрении, признании, компетентности, благодарности (удовлетворяются на 40%):
1) в самоуважении, в гармонии с собой, в уверенности в себе и своих силах и возможностях;
2) быть продуктивным, креативным, порождающим хорошие вещи, идеи, продукты мышления и творческой деятельности;
3) быть значимым, "заслуженным работником", получить Оскар или Нобелевскую премию, выслушивать одобрение или восхищение других;
4) быть значимым для ближайшего окружения: "синдром ожидания памятника".

Правило 1: Потребности удовлетворяются по порядку: от низших к высшим.
Правило 2: Потребности высшего порядка не могут (?) проявиться, пока не удовлетворены низшие.

На самом деле человеческий опыт удовлетворения потребностей и соблазнительные образы удовлетворяющих их объектов постоянно присутствует в памяти и являются нам оттуда, как по произвольному «заказу» нашего ума, так и случайно — «по вызову» какой-либо случайной ассоциации, играющей роль провоцирующего условного сигнала. Кроме того, разумная воля может по-своему тасовать колоду карт человеческих потребностей и предпочтений, выкладывать из них пасьянсы, совершенно необъяснимые подобным способом. Поэтому «правило 2» выглядит неубедительно относительно человеческой психики. Но может оказаться вполне достаточным для описания психики и поведения животных.

Правило 3: Удовлетворение всех (!?) потребностей есть полная самореализация личности, которую легче вообразить теоретически, чем осуществить на деле хотя бы относительно одной единственной личности.

Нам непонятно, как А.Маслоу рассчитывал цифирное выражение степеней удовлетворенности потребностей? Это мутный вопрос и поэтому оставим это всецело на совести счетовода.

С нашей точки зрения потребности III порядка и потребности IV порядка по-сути — одно и то же — и относятся к категории социальных потребностей.

2. ПОТРЕБНОСТИ это психические импульсы, внутренние источники нервной активности, исходные побуждения к деятельности, имеющие предметную направленность и иерархическую структуру. Они состоят из
а) универсальной - общей всем людям - части, передаваемой по наследству в пределах данного животного вида с генами и
б) части исключительной - индивидуальной, свойственной конкретным людям, формируемой непосредственно их неповторимым личным опытом и обстоятельствами жизни.
Универсальные потребности вида «гомо сапиенс» незыблемы и не подвержены переменам.
Исключительные потребности динамичны: изменчивы, способны к развитию и трансформации, включают новообразования. Новые потребности возникают:
- либо с включением личности в новую сферу деятельности,
- либо виртуально - в мире грез и воображения - независимо от непосредственного участия человека в новом типе преобразующей материю деятельности.
Потребности имеют разные модальности: по сферам деятельности, по объекту, по функциональной роли, по субъекту...
Знак потребности – эмоция: состояние напряженности, неудовлетворенности, дискомфорта, ощущаемая или осознаваемая нужда, недостаток чего-либо. Это
отражение психикой несоответствия, противоречия между необходимыми и наличными условиями существования – сознательное или бессознательное субъективное переживание недостатка некоторых атрибутов бытия.
Существуют три типа поведенческих программ, вызванных неудовлетворенными потребностями:
- удовлетворение потребности,
- замещение потребности,
- подавление и вытеснение потребности.
Потребности это «ось», «хребет», «позвоночник» структуры личности.

3. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ГЕНЕЗИСА ПОТРЕБНОСТИ

1) Сперва потребность проявляется в нашей жизни в облике
- смутного ВЛЕЧЕНИЯ,
- непроявленного субъекту неясного ТОМЛЕНИЯ,
- таинственного НАПРЯЖЕНИЯ, БЕСПОКОЙСТВА,
- экзистенциальной НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТИ…
Такое состояние души формируется пробуждением и активизацией некоторого бессознательного внутреннего импульса, спонтанно порождающего готовность «автоматического» запуска наследственной (рефлекторной) программы реагирования на него, находящейся в стартовом состоянии, но не включенной
- либо из-за отсутствия цели - самого объекта удовлетворения потребности,
- либо из-за незнания технологии удовлетворения потребности.

2) Постепенно, по мере освещения прожектором разума, первичное влечение обретает все более ясные контуры и перерастает в ЖЕЛАНИЕ, где потребность встречается с образом предмета своего удовлетворения, «узнает» его. Так происходит ОПРЕДМЕЧИВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ, руководимое импульсом примитивного обладания предметом удовлетворения потребности без понимания последствий такого действия и для субъекта, и для объекта, без осмысления подробной технологии реализации желания. Это - формальное поверхностное осознание цели, поверхностное знакомство с ее внешним образом.

На стадии «желание» у психически зрелого нормального человека включаются инстинктивные программы удовлетворения потребности.

3) Далее сознание субъекта, переживающего потребность, приближаясь к образу ЦЕЛИ («интенции») объекта желания и к желаемому результату деятельности, проникает глубже - в осмысление технологии удовлетворения потребности.
У психически зрелого нормального человека наступает торможение инстинктивной программы удовлетворения потребности и начинается поиск в памяти уже готовой или разработка собственной новой – культурной - программы ее удовлетворения.
На этом этапе потребность осознается всесторонне, не только сама по себе, но и в контексте прочих потребностей, вместе с условиями и возможностями ее удовлетворения. Потребность воспринимается системно - в обойме прочих потребностей. И тогда-то и формируется устойчивая стратегия удовлетворения потребности, детально продумываются все этапы действий, ведущих к ее удовлетворению, и подбираются все необходимые инструменты.

4) На этом этапе предмет потребности становится разумно «интересным».
ИНТЕРЕС обогащает сознание цели исследовательским импульсом, направленным на разностороннее познание:
- объекта удовлетворяющего потребности,
- субъекта – как он изменится после удовлетворения потребности…
Это стадия максимальной мобилизации всех психических ресурсов личности - внимания, восприятия, памяти, мышления ради удовлетворения потребности.
Поскольку одновременно много разных потребностей беспокоят душу человека, они вынуждены бороться друг с другом за приоритеты удовлетворения, за внимание и за энергию расхода на них. В этой борьбе возникают свои союзы и коалиции из близких, похожих, тождественных потребностей и интересов, перерастающих в СКЛОННОСТИ и НАПРАВЛЕННОСТИ.

5) Потребности, адекватные глубоким существенным тенденциям развития личности закрепляются, становясь постоянными и сопровождая человека через всю его жизнь. В этой своей ипостаси потребность из просто актуальной - резонансной моменту и ситуации - становятся ЦЕННОСТЬЮ – зрелой, стабильной потребностью, органически вписанной в индивидуальную структуру (иерархию) потребностей, обеспеченной адекватными разумными (культурными) стратегиями удовлетворения и субъективно важная настолько, что ради ее удовлетворения личность способна пожертвовать другими потребностями - вплоть до витальных.

4. МОТИВ.

Став постоянно действующим, стабильным элементом структуры личности «ценность» приобретает статус «мотива».
МОТИВ (от лат.mover – приводить в движение):
- волевой стимул, побуждающий деятельность и определяющий ее направленность;
- пусковой «механизм», «зажигание» мотора, приводящего к цели;
- бывает бессознательным или осознанным.

Бессознательные мотивы или инстинкты – генетические программы удовлетворения биологических потребностей, включающиеся «автоматически», если в поле восприятия человека оказывается стимул (сигнал), воспринимаемый, как «пусковик» («драйвер»).
Хотя это может быть и ошибочная оценка, когда, на самом деле, данный стимул нуждается в другой ответной реакции.
Например: сокращение дистанции между двумя людьми один из них может ошибочно воспринять, как знак агрессивных намерений и в ответ включить программу защитных действий – бегство, крик, опережающую агрессию…
Неосознанно мотивированные действия превращают человека в животное, в инструмент инстинкта, не знающего рациональной ответственности за свои действия.

Осознанные мотивы — ИНТЕРЕСЫ, опираются на культурные механизмы активирования в памяти следов объектов и действий, способных привести к удовлетворению потребности. Подлинный интерес обладает собственной рациональной программой достижения цели, включающей непременно осознание
ответственности за свои действия.

Не все потребности преобразуются в мотивы. Но без предварительной мотивации невозможно приступить к разумному и, в перспективе, к успешному удовлетворению потребности.

На базе одной и той же потребности может возникнуть несколько мотиваций, способных конкурировать друг с другом. Каждая мотивация представлена особым образом явления, символизирующим объект удовлетворения потребности.
Потребность перерастает в мотив лишь по достижении некоторого порогового уровня интенсивности переживания, за которым она переходит в стадию «желания», осознаваясь в той или иной форме или степени. Мотив формируется на стадии «желания», где потребность встречается с предметом собственного удовлетворения: мотив это опредмеченная потребность.

Мотив — энергетический источник деятельности.
(Продолжение следует)
Tags: #базис личности, #каталог потребностей, #модель личности, #мотивация поведения, #потребности, #структура личности, #структура потребностей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments