nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

Categories:

СУТОЧНЫЕ РИТМЫ И ПРОЦЕССЫ АДАПТАЦИИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СОВЕТЫ «ПОСТОРОННЕГО».



За переход от Аграрной цивилизации к Индустриальной человечество заплатило искалеченными биоритмами. В сельской жизни — на сырой земле — они были выстроены адаптацией к естественным биологическим циклам Природы-матери. В городах — на асфальте и на бетоне — они приспособились к дисциплине чистогана и ее бесчеловечным технологиям:
- работы по ночам, в 2 и 3 смены;
- конвейера, где не присесть, ни вздохнуть, ни разогнуться, ни отвлечься ни на минуту;
- круглогодично монотонного однообразного рабочего дня, насыщенного одной и той же операцией, превращающей человека в механический придаток машины;
- разобщением семьи среди разнообразных социальных и хозяйственных институтов, когда все ее члены встречаются в полном составе, в лучшем случае, раз в неделю в воскресный день;
- изуродованного рекламой и пропагандой духовного мира...

Жизнь в тесных и безвоздушных скворечниках городских квартир с самого рождения делает маленького человечка подчиненным ритму телевизора, ритму распорядка рабочего дня взрослых, а не ритму Солнца и движения планет и звезд Большого Космоса, с которым генетически синхронизированы ритмы наших клеток, гормонов, аминокислот, белков и хромосом...

Мы можем и должны восстановить естественный порядок вещей. Хотя бы в нашей отдельно взятой приватной жизни. Хотя бы потому, что это в ее микрокосме совершается таинство формирования психики нашего ребенка, здоровье и будущее которой, в конце концов, зависит только от нас — от нашего желания, от нашего знания и умения, от нашей воли.

А теперь о знании — того, какими ритмами управляется здоровый человеческий организм и как это происходит?

Любые непривычные внешние воздействия вызывают в организме РЕАКЦИЮ ТРЕВОГИ. Чем моложе человек, чем меньше у него собственного сенсорного опыта, тем чаще любые контакты с внешней средой без естественного посредника — матери — чреваты реакциями тревоги и стрессом. Однако, по прошествии времени, если новая ситуация не угрожает удовлетворению витальных потребностей ребенка, его психика и весь организм привыкают — приспосабливаются к новому раздражителю. И постепенно он становится не столь уж «новым». Происходит т.н. привыкание или АДАПТАЦИЯ и через 24 часа организм становится более устойчивым к раздражителю. В недрах его психики сама собою — инстинктивно — формируется готовность к повторной встрече. Это так называемая «реакция ожидания», которая формируется если:

1)интенсивность внешнего воздействия не превышает некоторого допустимого уровня, или

2)повторное воздействие не запаздывает более чем на время пока длится фаза готовности к встрече (1,5 – 3 часа).

РЕАКЦИЯ АДАПТАЦИИ

Воздействие любого раздражителя вызывает в организме инстинктивное формирование реакции адаптации, длящейся около 3 часов. Она исполняется:
- либо уже готовыми специфическими органами, функционально ответственными за неё,
- либо запускает структурные перестройки в организме, вызывающие формирование ситуационных исполнительных органов, мобилизующих энергию неспецифических органов, которые, в нормальных условиях, функционально не участвуют в ответе на воздействие. В этом случае используются все резервы организма с последующим перенапряжением, отключением функций других органов из-за энергетического истощения.

Если же и этом случае адаптации не происходит, а воздействие угрожающего организму стимула не прекращается и не ослабевает, организму грозит гибель из-за энергетического истощения.

Если же реакция адаптации состоялась — полностью или частично — начинается торможение задействованных в ней органических систем, длящееся 12 часов и, постепенно, вновь переходящее в возбуждение, продолжающееся ещё 12 часов и завершающееся РЕАКЦИЕЙ ОЖИДАНИЯ, означающей готовность организма вновь встретиться с раздражителем.

Если адаптация не произошла, организм не готов к повторной встрече с раздражителем.

Свидетельство успешной адаптации — ощущение готовности к встрече, её желание, ожидание.
Физиологическая основа реакции ожидания – увеличение синтезируемых белков.

Нужно помнить, что антибиотики блокируют белковый синтез: их употребление разрушает формирование реакции адаптации. Поэтому в стадии болезни и ее лечения с применением антибиотиков особенно нежелательны какие-либо умственные упражнения, требующие дополнительного расхода энергии, уходящей целиком на соматическую реабилитацию организма учащегося.

Реакция ожидания специфическая: она формируется в ответ на конкретное воздействие и повышает устойчивость организма только к данному виду воздействия. В области дидактики это означает недопустимость вопросов, дидактических упражений и любых заданий ЭКСПРОМТОМ — непосредственно следом за введением в сознание ученика новой информации. Пока она не соединена логическими связями с массивом информации уже сложившейся Картины Мира, пока ее физиологическая основа — нейронные комплексы — не установили между собой взаимодействие, не упрочили химические прямые и обратные связи любые попытки эксплуатации мозга, обогащенного новой информацией, но еще не вполне освоившего, переварившего ее являются примером психологической некомпетентности и педагогическим преступлением. Вот почему любое учебное задание нужно давать заранее, точно сформулировав проблему, корректно поставив вопрос и не требовать немедленного ответа по этому заданию, чтобы ученик ясно понимал, что от него хотят и чего ему ожидать от вопрошающего. Если же вопрос экспромтом все таки задан, качество ответа на него ни в коем случае не должно сопровождаться негативной оценкой, а лишь БЕЗЛИЧНЫМ анализом погрешностей и когнитивных причин ошибок.

Наиболее быстро и полноценно организм формирует реакцию ожидания на ЗНАЧИМЫЕ воздействия. Значимость любого стимула определяется его местом в иерархии персональной структуры потребностей. На воздействие любого нижележащего в такой иерархии стимула реакция ожидания будет менее полноценной и выраженной.

Невозможно одномоментно сформировать три и более реакций ожидания, потому что нельзя сделать нервную клетку одинаково устойчивой к параллельно и одномоментно нескольким воздействиям разных раздражителей. Поэтому организм выбирает наиболее актуальные для себя воздействия, которые угрожают организму наиболее существенными деформациями.

Частые нарушения суточного режима раздражителями, не подчинёнными определённому ритму, вызывают рассогласование психических функций управления организмом и, в конечном итоге, ЗАБОЛЕВАНИЯ.

Для формирования устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям нужно тренировать его, подвергая воздействию раздражителей умеренной интенсивности.

Степени интенсивности воздействия незнакомых раздражителей условно подразделяются на 3 категории:
1 степень: раздражение, невысокое по интенсивности;
2 степень: раздражение средней величины;
3 степень: предельно переносимое на данном уровне адаптации раздражение, на грани срыва и капитуляции.
При последовательных упорных тренировках порог интенсивности, за которым начинается угрожающая реакция 3 порядка, может быть постепенно поднят.

Продолжительность тренировки, направленной на формирование реакции адаптации оптимальна, если её время совпадает со временем формирования реакции ожидания (1,5 – 3 часа). Нерегулярность тренировок ведёт к угасанию реакции ожидания:

тревога → торможение существующих программ ответа → рациональный поиск нового ответа → ожидание → ответ

Отсчёт времени ведётся с момента начала воздействия:
- 0 часов (момент начала воздействия) – начало формирования реакции тревоги, длящейся 3 ч. или дольше, но первая её фаза, имеющая яркую эмоциональную окраску ≈ 3 часа;
- после чего — с момента «Х» до 12 ч.— совершается торможение существующих программ ответа: эмоции угасают до минимума, уступая место
- после 12 ч. - поиску рациональных программам ответа, которые воплощаются в действие ответа на раздражитель.
- Через 24 часа, независимо от того был ответ удачным или нет, формируется реакция ожидания. Вместе с нею включаются эмоции, окрашивающие ожидание — в случае успешного ответа — в положительные цвета удовольствия, и неудовольствия — в случае ответа неудачного.

Реакция адаптации – поиск ответа на воздействие раздражителя – может длиться 24 часа и более с учётом необходимости коррекции отдельных фрагментов сценария ответа и экспериментальной проверки их модификаций к изменчивым условиям взаимодействия.

Нарушение суточного ритма и превращение его в околосуточный (циркадный) свидетельствует о сбое в работе какой-то системы организма, обеспечивающей его адаптацию. Если нарушается какая-то функция организма, которая до сих пор совершалась ритмично – в одно и то же время, нужно искать причину, которой может быть начинающаяся болезнь.

Если реакция тревоги начинается в тот момент, когда функциональные органы, непосредственно предназначенные для ответа, находятся в фазе энергетического спада и торможения, они, вероятно, получают добавочную энергию от активных в данный период суток систем органов. Это нарушает всю энергетику организма и требует особого периода на её полное восстановление.

ПЕРИОДЫ МАКСИМАЛЬНОЙ И МИНИМАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ВНУТРЕННИХ ОРГАНОВ:

3 – 5 часов пик активности ЛЁГКИЕ
15 – 17 часов пик пассивности

5 – 7 часов пик активности ТОЛСТАЯ КИШКА
17 – 19 часов пик пассивности

7 – 9 часов пик активности ЖЕЛУДОК
19 – 21 часов пик пассивности

9 – 11 часов пик активности СЕЛЕЗЁНКА, ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА
21 – 23 часов пик пассивности

11 – 13 часов пик активности СЕРДЦЕ
23 – 1 часа пик пассивности

13 – 15 часов пик активности ТОНКАЯ КИШКА
1 – 3 часа пик пассивности

15 – 17 часов пик активности МОЧЕВОЙ ПУЗЫРЬ
3 – 5 часов пик пассивности

17 – 19 часов пик активности ПОЧКИ
5 – 7 часов пик пассивности

19 – 21 часа пик активности ПЕРИКАРД
7 – 9 часа пик пассивности

21 – 23 часа пик активности ТРИ ПОЛОСТИ ТУЛОВИЩА
9 – 11 часов пик пассивности

23 – 1 часа пик активности ЖЁЛЧНЫЙ ПУЗЫРЬ
13 – 15 часов пик пассивности

1 – 3 часов пик активности ПЕЧЕНЬ
15 – 17 часов пик пассивности

Существует принципиальное различие в протекании стрессовых реакций у людей в зависимости от типа реакции на информационную нагрузку: тип «А» и тип «Б».

ТИП «А»: активация симпатической НС —
учащение пульса, рост артериального давления;
поведение ориентировано на успех;
высокий уровень двигательной активности, постоянная готовность к действию;
мобилизация сердечно-сосудистой системы;

ТИП «Б»: активация парасимпатической системы —
снижается частота сердцебиений, падение артериального давления;
снижение двигательной активности, низкая готовность к действию;

Позитивный опыт формирования успешной реакции ожидания является нервно-психической предпосылкой готовности к принятию самостоятельных решений в любой непростой ситуации. И если мы хотим воспитать наших детей самостоятельными и ответственными за собственные решения и поступки, нам следует научить и приучить их жить в согласии с Общими Законами Природы, где правильный распорядок дня, умелое дозирование и программирование физических и психических нагрузок являются частными проявлениями гармонии развития Личности и ритмического движения всего бесконечного Космоса ее бытия.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ

Среди рабочих органов интеллекта важную роль играют «механизмы» или программы принятия решения, основанные на способности мозга к предсказанию, предвидению, программированию результата будущей деятельности.

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ – результат осознания доминирующей в данный момент потребности и либо формирования осознанной программы её удовлетворения, либо выбор рефлекторного — генетически запрограммированного ответа.

На каждом нейроне неокортекса одновременно обрабатываются возбуждения из трёх различных источников (афферентный синтез):
1) от анализаторов, обрабатывающих сенсорную информацию, поступающую из внешней среды,
2) от мозговых структур, хранящих программы генетических видовых ответов на аналогичные возмущения,
3) от памяти, хранящей прижизенные следы результатов деятельности, подобной планируемой, совершённой некогда в подобной обстановке.
После того, как сделан вывод о наличии адекватной цели и о достаточно высокой вероятности ее достижения, человек принимает решение о начале выполнения такой программы.

Любая информация, поступающая в сознание учащегося в ходе дидактического процесса, является новой, а, следовательно, потенциально порождает тревогу и неуверенность в способности успешно ее усвоить. Вот почему строгая ритмика и мелодичность организации учебного времени и времени отдыха, разумная и гибкая дозированность и наполненность череды временных промежутков разнообразной новой, но посильной и потому интересной деятельностью является важнейшей предпосылкой успеха не только формирования современной научной Картины Мира молодого человека, но и накопления им опыта инициативной, творческой, самостоятельной деятельности.
Tags: #адаптация к внешней среде обитания, #биологические ритмы, #энергетика человеческого бытия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments