nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

СОН И СНОВИДЕНИЯ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СОВЕТЫ «ПОСТОРОННЕГО».



Основные состояния человеческого сознания:
- бодрствование,
- пограничные состояния (медитация, гипноз, кома...),
- сон — обычный («медленный») и со сновидениями («быстрый», «парадоксальный»).

МАТЕРИАЛЬНЫЕ «ИСТОКИ» СНА

Химическое взаимодействие нервных клеток головного мозга порождает электрические процессы, которые улавливаются специальными приборами. Энцефалограф, фиксирующий мозговые волны, показывает, что в каждом из состояний сознания мозг имеет определенную электрическую активность, выраженную волновыми колебаниями сверхслабых токов. «Мозговые волны» это колебания чрезвычайно слабого тока крайне малого напряжения. Напряжение сигналов мозга измеряется микровольтами частотой 1-20 герц (или периодов в секунду), что меньше, чем частота переменного тока (для Сев. Америки = 60 герц).

Когда мы бодрствуем слишком долго, в нашем теле вырабатываются нейрохимические вещества, заставляющие нас заснуть. У животных, лишенных сна, такие молекулы находятся в спинно-мозговой жидкости. Если спинно-мозговую жидкость животных, лишенных сна, ввести животным, которые находятся в состоянии активности, то они немедленно засыпают.

АНАТОМИЧЕСКИЕ ОРГАНЫ СНА

Сновидения запускаются из «варолиевого моста», расположенного в заднем мозге — позднейшем, свойственном лишь млекопитающим, «приобретении» эволюции. Неокортекс во время сновидений не выключается полностью, но и не работает полноценно. Состояние, напоминающее сновидение, может быть вызвано электрическим раздражением лимбических участков, расположенных под височными долями коры головного мозга.

ТЕОРИИ СНА

Сон это состояние покоя всего организма, в течение которого происходит его энергетическая реабилитация, восстанавливаются физические и психические силы, необходимые для нового цикла умственной и физической активности.

В процессе сна происходит торможение общей активности организма, необходимое для снижения его уязвимости. Во время сна животные особенно беззащитны. Если бы не существовало мощной биологической потребности в сне, естественный отбор дал бы возможность развиться тем животным, которые не спят. Некоторые животные (двупалый ленивец, броненосец, опоссум, летучая мышь) спят по 19 - 20 ч в сутки, во всяком случае во время сезонной спячки. Есть животные (землеройки, дельфины), которые спят исключительно мало. Встречаются люди, которым достаточно 1-3 ч., чтобы выспаться. Подобная особенность передается по наследству.

Сон — общее свойство всех млекопитающих, птиц и, быть может, даже рептилий. Циркадные ритмы (суточные циклы возбуждения и торможения физиологических функций) есть даже у моллюсков. Сны со сновидениями видят хищники: в это время они обездвижены и не реагируют на внешние раздражения. А их жертвы спят без сновидений значительно менее глубоко. Хищники — обладают большей абсолютной величиной массы мозга и отношением массы мозга к массе тела, чем их жертвы. «Глупые» животные значительно реже бывают обездвижены глубоким сном, нежели «умные». Дельфины, киты и другие живущие в воде млекопитающие спят очень мало. В водной среде нет места, где бы можно было спрятаться от «партнера» по «пищевой цепочке».

Форма сна каждого организма приспособлена к его экологии. Возможно, молодые животные, которые ещё слишком глупы для того, чтобы по своей инициативе замереть, когда им грозит опасность, обездвиживаются силой сна: беззащитный молодняк большую часть жизни спит и в этом состоянии не привлекает внимания хищников своей активностью.
Млекопитающие возникли в ту эпоху, когда на Земле преобладали рептилии — динозавры, которые, как все холоднокровные, по ночам всюду, кроме тропиков, вынужденно обездвижены.

Млекопитающие — теплокровны и способны вести ночной образ жизни. Нетропическая ночная экологическая ниша около 200 млн л. назад, вероятно, была почти свободна. Эволюция млекопитающих сопровождалась развитием слуха и обоняния, позволявших узнавать предметы и расстояния ночью. Их лимбическая система развивалась под воздействием необходимости обрабатывать огромное количество данных, поставляемых этими вновь образовавшимися органами чувств. (Большая часть переработки зрительной информации у рептилии осуществляется не в мозге, а непосредственно на сетчатке глаз).

Судя по объему черепов, динозавры по сравнению с млекопитающими были поразительно «глупы»:
тиранозавр (8 тонн) — 200 см3,
брахиозавр (87 тонн) — 150 см3,
трицератоп (Triceratops) — 70 см3,
диплодок (12 тонн) — 50 см3,
стегозавр (2 тонны) — 30 см3.
По ночам динозавры оставались беззащитными перед сообразительными врагами — ранними млекопитающими.

Плотоядные рептилии охотились за спящими млекопитающими днем. А ранние млекопитающие неподвижно лежали в потаенном месте все дневные часы, пока на Земле царили хищные рептилии. Но ночью плотоядные протомлекопитающие уничтожали спящих рептилий и особенно их яйца. Хотя рептилии и зарывали свои яйца, едва ли они активно защищали и их, и вылупившихся из них детенышей. Известно очень немного случаев подобного поведения даже у современных рептилий. Млекопитающие выиграли первобытную войну: вымирание динозавров было ускорено поеданием яиц рептилий ранними млекопитающими в ночное время.

Самые «умные» динозавры (отношение массы мозга = 50 гр. к массе тела = 50 килограммам) — птицеящеры внешне были похожи на страуса. От них произошли птицы — наследники динозавров.
Все наземные и водные формы динозавров полностью исчезли в удивительно короткое время. И виновна в этом была не только война с хищными млекопитающими. Ей сопутствовала геоклиматическая катастрофа вселенских масштабов. Где-то в космосе произошел взрыв умирающей звезды на расстоянии нескольких десятков световых лет от Земли. Он породил мощный выброс заряженных частиц высокой энергии, ворвавшихся в атмосферу нашей планеты и уничтоживших атмосферный озон, тормозивший смертельное ультрафиолетовое солнечное излучение. Поэтому на Земле резко изменился климат. Исчезли растения, в том числе и обладавшие слабительными свойствами. Это вызвало непроходимость кишечника у множества гигантских животных, умиравших от запоров. В этом катаклизме ночные животные и глубоководные рыбы выжили, а дневные — рептилии — вымерли.

После вымирания динозавров млекопитающие заняли экологическую нишу дневных животных. Но модели поведения, работавшие на протяжении миллионов лет ночного образа жизни, незыблемо запечатлелись в генной памяти и дошли до нас в специально «упакованном» виде. Это по их «вине» детеныши приматов, как и человеческие детеныши, испытывают врожденный страх к падению, к змеям и к темноте, что соответствует опасностям, которым подвергаются обитатели деревьев из-за ньютоновских сил тяготения, из-за врагов-рептилий и из-за ночных хищников-кошачьих, наводивших ужас на приматов, полагавшихся главным образом на зрение.

Сегодня на Земле осталось всего несколько крупных рептилий, самая страшная из которых — дракон Комодо, живущий в Индонезии. Холоднокровный и не слишком «умный», этот хищник обладает, однако, феноменальной заданностью цели. С безграничным терпением выслеживает он спящего оленя или кабана, а затем ядовитыми зубами наносит ему глубокую рану в заднюю ногу и после этого преследует свою жертву до тех пор, пока она не истечет кровью и не обессилит. Жертва оставляет сильно пахнущие следы, и охотящийся за ней дракон стелется над землей, низко опустив голову, а его раздвоенный язык почти касается почвы, улавливая след. Самые большие экземпляры дракона достигают веса в 135 килограммов, трех метров длины и живут, вероятно, до ста лет. Для того чтобы сохранить свои яйца, дракон роет ямы глубиной от двух до девяти метров, что является хорошей защитой от поедающих яйца млекопитающих. Другой отчетливо видный способ защиты от хищников заключается в том, что выводок драконов живет на деревьях.

Замечательное разнообразие этих форм приспособления со всей очевидностью показывает нам, что драконы на планете Земля находятся в опасности. Их осталось всего около 2 000. Узость сферы их обитания говорит о том, что драконы находятся на грани исчезновения по вине млекопитающих хищников, главным образом, людей.

Функция сна глубоко встроена в мозг млекопитающих, поскольку сон играл существенную роль в борьбе за выживание.

После вымирания динозавров млекопитающим стало необязательно оставаться неподвижными днём. Это породило разнообразие типов сна и пограничных состояний сна с бодрствованием.

СЛЕДЫ ВОЙН С «ДРАКОНАМИ» В ГЕНЕТИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

Мифы о драконе присутствуют в народных сказаниях многих культур.
Звук, которым люди призывают к тишине или стремятся привлечь внимание напоминает шипение рептилий.
Ночные детские кошмары и страх «чудовищ» - вероятные следы приспособительных реакций на драконов, когда внезапным пробуждением от кошмарного сна проверялась готовность к встрече с опасностью.

СНОВИДЕНИЯ

Мобилизация активности «Р»-комплекса во сне: анализ, отбор, систематизация информации, накопленной в состоянии бодрствования и формирование картины мира и мировоззрения.

Сновидения это психические «отходы» подсознательной обработки накопленной за день информации, когда мозг принимает решение: какую часть дневных впечатлений, хранящихся в «буфере», переписать в долговременную память. Люди, занятые умственной работой, особенно если эта работа требует специального напряжения, нуждаются в большем количестве сна ночью, нежели те, кто занят рутинной «механической» и не требующей умственных напряжений работой. Количество сна, потребное для накопления-перезаписи информации, зависит от того, сколько мы передумали и пережили со времени последнего рабочего дня.

Сновидения занимают небольшую часть сна. Млекопитающие и птицы, в отличие от их общих предков — рептилий, спят со сновидениями. Сон у птиц эпизодический и короткий. В эволюционном смысле птицы намного ближе к рептилиям, чем млекопитающие.
Сон со сновидениями более характерен для млекопитающих-хищников, а не для млекопитающих-жертв.

В аналитической переработке информации во сне участвуют все три исторические системы мозга: «Р»-комплекс, лимбическая система и неокортекс. По мере того как длится ночь:
1) в сновидения вовлекается все более ранний материал из нашего прошлого, вплоть до детства и младенчества;
2) по мере исполнения мозгом во сне аналитической функции в сновидениях возникают все более причудливые и волнующие образы, все более сильные страхи и вожделения. И уже к самому концу ночи, когда все сновидения, заданные дневным опытом, уж просмотрены, начинают оживать «драконы»;
3) растет эмоциональная наполненность сна: чувства, испытанные в колыбели, намного чаще снятся перед самым пробуждением, а не сразу после засыпания.

Сон со сновидениями сопровождается быстрыми движениями глаз (БДГ), которые фиксируются с помощью электродов, прикрепленных к векам, а также благодаря характерным кривым на ЭЭГ. Сновидения возникают несколько раз за ночь. Если разбудить человека во время БДГ-сна, он обычно может вспомнить, что ему снилось. Даже люди, которые утверждают, что им никогда ничего не снится, согласно данным БДГ и ЭЭГ, видят сны не меньше, чем кто-либо другой, и если их разбудить в соответствующее время, они с удивлением признают, что на самом деле видели сон.

Парадоксальный или быстрый сон (со сновидениями) необходим для усвоения сложной и эмоционально значимой информации. Поэтому парадоксальный сон лучше представлен у животных с высоко развитой ЦНС, в жизни которых такого рода информация играет важную поведенческую роль.
Быстрый сон нужен для восстановления поисковой активности (энергетическая реабилитация), которая обеспечивает адаптацию животных с высокоорганизованной ЦНС к среде, к ее изменяющимся условиям. Если людей или других млекопитающих лишали БДГ-сна (пробуждая их, как только приборы показывали БДГ или соответствующие кривые на ЭЭГ), число сновидений за одну ночь возрастало, а в некоторых случаях появлялись дневные галлюцинации, то есть сны наяву.
Сновидения — функция, свойственная млекопитающим, характерная для младенцев в первые дни их жизни и занимает большую часть их времени. У детей, родившихся на несколько недель раньше срока, сновидения занимают три четверти всего времени сна. А еще раньше, в утробе матери, плод, вероятно, непрерывно видит сны.

Забывание содержания сна — результат торможения функции левого полушария неокортекса, ответственного за аналитическое припоминание. Нередко возникает в качестве защиты от болезненных воспоминаний. Забывание, свойственное времени младенчества и снам, возникает из-за того, что в обоих этих состояниях умственная жизнь полностью определяется «Р»-комплексом, лимбической системой и правым полушарием головного мозга. В раннем детстве неокортекс еще недоразвит, а при амнезии он поврежден. Когда мы видим сновидения, действует «Р»-комплекс, мобилизующий и вызывающий даже образы генетической памяти из дочеловеческих эпох.

ДЕМОНЫ НОЧИ

Мир, увиденный во сне посредством «Р»-комплекса, — иной нашему обычному «дневному» миру. Это агрессивный, сексуальный, иерархический и ритуальный мир. Статистика опросов студентов показывает, что наиболее частые сюжеты кошмарных сновидений у них:
(1)падение;
(2)преследование или нападение;
(3)сексуальные переживания;
(4)многократные, но безуспешные попытки справиться с какой-то задачей;
(5)различного рода учебные ситуации.

Страх падения остался в генетической памяти с тех времен, когда наши предки приматы обитали на деревьях, спасаясь от рептилий и кошачьих. Поэтому половина всех опрошенных видели во сне змею: память о древней вражде между рептилиями и млекопитающими.

Преследование, преодоление, секс — соответствуют агрессивной, ритуальной, иерархической и сексуальной функциям, которыми управляет «Р»-комплекс. Днем программы разумного поведения, коренящиеся в неокортексе, волевым образом подавляют, блокируют наследство, доставшееся нам от «змеиного» прошлого. Но ночью змеи и драконы, дремлющие в нас днем, просыпаются и выходят на охоту. Об этом мы иногда узнаем из наших сновидений, если способны их припомнить или, если просыпаемся в момент переживания одного из кошмаров.

Память о пережитых днем рабочих затруднениях не зря тесно связана со «змеиными» отделами нашего мозга. Мы генетически запрограммированы на агрессию в модели «первого ответа» на любую критическую ситуацию или чей-либо вызов. И лишь годы специальных упражнений в детстве под руководством взрослых научили нас, используя лимбическую систему и неокортекс, укрощать в себе воинственного змея. Этот «мерзкий гад» нередко просыпается и в дневную пору, проявляясь в истерических фактах, казалось бы, немотивированной агрессии против близких, товарищей, родственников, предметов обихода, игрушек, выражающейся в истошных воплях, актах деструкции и вандализма. Это он взрывает ночной покой семьи на 2-м или 3-м годах жизни ребенка неожиданными и, казалось бы, беспричинными «серенадами» надсадных криков, которые трудно объяснить рационально, а, главное, прекратить. Это не под силу ни педиатрам, ни опытным бабушкам, ни педагогам, ни психологам.

Следует особо отметить, что отнюдь не «педагогические проповеди» и не морализующие наставления воспитателей, а исключительно личный пример взрослого зрелого терпения и прощения наших «невинных» шалостей и экспериментов, помогли нам овладеть своим инстинктивным видовым агрессивным и сексуальным поведенческим наследством.

А еще в этом помогли ритуалы — технологические «цепочки» нерушимо последовательных действий с заранее предопределенным позитивным результатом, являющимся их главным и естественным подкреплением. Ритуалы, очеловечивающей тканью которых — бережно и терпеливо — опутали и угомонили наши необузданно животные мозги наши воспитатели. Они — мамы и даже папы, бабушки и дедушки, няни, воспитатели дошкольных учреждений... приняли на себя импульсы детской природной дикости, угасили их, утопив и утолив терпеливой мудрой нежностью, прощением, пониманием и любовью.

Однако не всегда взрослые гасят такую первобытную агрессию любовью и терпением. Потому что взрослые, к сожалению, тоже бывают разные — с разным собственным опытом своего детства, где не всегда и не все было так безоблачно и мягко. И потому что у взрослых тоже бывают разные намерения и цели. А иногда их — взрослых — и вовсе рядом вовремя не случается. Вроде бы вот они есть — рядом, а на самом деле их нет. И тогда спонтанная безобидная детская агрессия жестко прессуется ужасом взрослой коварной разумной жестокости. И прячется озлобленным ядовитым клубочком, готовая в любой удобный момент мстительно «выстрелить». Хорошо если в виновного обидчика. И тогда из запуганного зверька постепенно вырастает Зверь — уголовник, садист, маньяк, радикал, майданутый революционер, террорист, наемный убийца — киллер или «дикий гусь», одним словом, человекообразная гремучая змея, от которой нет спасения обычными — мирными средствами. Которую уже не перевоспитать, потому что уже поздно. Настало время мести за отсутствующее человеческое детство, которую остановит либо строгая изоляция, либо смерть.

АНГЕЛЫ ДНЯ

Эпоха «драконов» и порождаемый рептилоидным умом мир тотальной агрессии в промежутках холоднокровной дремоты были превзойдены и пережиты эпохой «любящих сердец», полнее всего воплощенной млекопитающими обладателями новых мозговых структур — лимбической системы и неокортекса.

Эволюция ЦНС: появление лимбической системы породило радикально новый способ видения мира и поведения в нем. Новые модели поступков преодолели рептильную агрессию не силой и свирепостью. Выживание ранних млекопитающих зависело от разумности, которая, на первых порах, проявилась в замещении «стандартного» инстинктивного спасения убеганием спасением обездвижением — замиранием. Глаз хищника инстинктивно настроен на восприятие движения. Поэтому, если жертва вместо обыкновенного бегства вдруг замирала в неподвижности, она становилась неразличима на общем фоне зрительного восприятия, растворяясь в неподвижной «картинке» глаза, сливаясь с окружающей средой. Так неподвижность в дневное время, сделав жертву хищника незаметной, вдобавок, давала отдых и экономию сил для ночных «приключений».

Другой находкой, порожденной новыми частями мозга, стала забота о детенышах, впоследствии развившаяся в сложный и многообразный поведенческий комплекс человеческой любви. У рептилий эта забота ограничивалась выкапыванием ямы, куда откладывались яйца, и в последующем их закапывании. Эволюционные наследники драконов — птицы и, особенно, млекопитающие обогатили природу куда более разнообразными и удивительными «педагогическими» приемами и ритуалами.

СОН И БОДРСТВОВАНИЕ

Мы происходим и от рептилий, и от млекопитающих, а потому несём противоречивую генетическую память естественных программ их «параллельного» или «последовательного» поведения. Днём мы живём разумно, повинуясь командам неокортекса, а ночью оказываемся во власти проснувшихся «демонов» ночи: «Р»-комплекса или лимбической системы.

У рептилий нет сновидений потому, что у них нет центров, подавляющих сон и они «дремлют» наяву.

В процессе эволюции мозг наращивал структуры неокортекса над уже существующими — древними. При этом функции «Р»-комплекса использовались, но частично тормозились. Для этого под височными долями развились тормозящие центры, приглушающие днем излишнюю активность рептилианского мозга в форме замещения его программ поведения альтернативными — разумными, либо пограничными состояниями сознания (медитация, гипноз, кома). В критических случаях, требующих мобилизации агрессии, центры возбуждения в варолиевом мосту включают «Р»-комплекс и в состоянии дневного бодрствования.

Во сне мы мало ощущаем реальность. Ночью мы отдыхаем от нее, пока мозг перерабатывает накопившуюся за день информацию. С этой точки зрения чрезвычайная сонливость младенцев объясняется тем, что анализирующая часть их неокортекса почти не работает, не имея пищи для переработки.

УПРАВЛЯЕМАЯ АГРЕССИЯ

Потребность в мобилизации агрессивного потенциала ЦНС периодически возникает в критических жизненных ситуациях социальных конфликтов и стихийных бедствий. Умение адекватного и управляемого использования «спящей» в свернутом виде естественной агрессии вырабатывается специальными тренировками и упражнениями в ходе занятий агрессивными видами спорта и военной подготовки под руководством специалистов, умеющих не только стимулировать, но и тормозить агрессию, способную в стихийном виде стать серьезной угрозой для окружающих.

В поведении людей много общего с поведением рептилий. Но если бы мы освободили рептилианские потенции своего характера, мир рухнул бы от войн всех против всех. Поскольку «Р»-комплекс плотно вплетен в ткань мозга, его функции не могут быть обойдены или купированы. Может быть, сновидения позволяют «Р»-комплексу функционировать постоянно, как если бы он все еще сохранял свою ведущую роль, — правда, это происходит лишь в нашей фантазии и в создаваемой ею реальности.

ИЛЛЮЗИЯ ОТДЫХА ВО СНЕ

Наша нервная система никогда не работает вся целиком. Днем трудятся ее воспринимающие и накапливающие информацию структуры, а ночью, пока первые отдыхают и собирают силы для нового рабочего дня, в дело вступают структуры аналитические, перерабатывающие накопленное за день. Время такой работы невозможно ускорить, уплотнить или растянуть, улучшив, тем самым, качество совершаемого процесса. Оно, как и интенсивность переработки, запрограммировано самой природой и неизменно требует примерно 8-ми часов мышечного покоя и неподвижности в ночное время. Ограничение этого интервала чревато искажениями и огрехами работы аналитических «механизмов» ЦНС, накоплением усталости, вялостью и потерей работоспособности. Поэтому для обеспечения полноценного психического и телесного здоровья растущего организма ребенка необходимо не только сохранение ежедневного 8-ми часового ночного сна, но и его особую гигиену, предполагающую и неприкосновенность собственной ритмики мозговой активности — соблюдения последовательности периодов глубокого и быстрого сна в течение полного ночного цикла, и исключение всех факторов, способных нарушить естественное течение ритмов сна. Любые шумы, освещение и прочие невинные неудобства, способные помешать нормальному сну, должны быть абсолютно исключены и изолированы от спящего ребенка.

Особенно трепетно и неуклонно следует соблюдать дисциплину и гигиену сна ребенка, пребывающего в условиях систематического интенсивного информационного процесса.

Соблюдение правильного баланса сна и бодрствования, баланса внутренней ритмики сна — гарантия управляемости нервными процессами, а, значит, прочного психического здоровья, как главного условия успешности обучения.
Tags: #гигиена сна, #психическая природа сна, #сновидения, #сон
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments