nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ФИЗИОЛОГИЯ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СОВЕТЫ «ПОСТОРОННЕГО».

1. ФИЗИОЛОГИЯ АКТИВНОСТИ.

Человеческий организм двояко реагирует на воздействия среды своего обитания.
В бессмысленно рефлекторном - «автоматическом» - режиме, заданном генами, он пассивно реагирует на воздействие среды, приспосабливаясь к ее требованиям и, тем самым, меняясь, нередко, вопреки собственным интересам и перспективам выживания.

Однако организм способен и активно реагировать на воздействия среды, стремясь сохранить себя и изменить (приспособить к себе) саму среду, исходя из виртуальной модели потребного будущего, выраженной в структуре персональных потребностей.
Для этого он руководствуется программами разумного целеполагания. Его активность выражается в том, что, стремясь к цели, организм преодолевает сопротивление среды, расходуя энергию, пока либо не победит среду, либо погибнет в борьбе с ней. Организм, тем самым, действует негэнтропически, добиваясь понижения уровня энтропии в себе и оплачивая это ценой метаболического возрастания энтропии в своём окружении за счёт разрушения веществ – участников энергетического метаболизма (обмена веществ).

Жизнедеятельность организма это не гармонизация отношений со средой, а активное ее преодоление, определяемое моделью потребного будущего. Активность строится в соответствии с вероятностным прогнозированием развития событий в среде и положения в ней организма.

Модель потребного будущего строится из информации:
1) о доминирующей потребности;
2) о текущей ситуации и
3) о прежнем опыте решения подобных проблем.
Но она не имеет «жёсткого» характера, т.к. организму необходим вероятностный прогноз и выбор самых эффективных путей достижения цели. Создав программу поведения, организм осуществляет её, преодолевая сопротивление среды, особенности которой учитываются посредством вносимых в программу сенсорных коррекций. Это позволяет активно перестраивать поведение по принципу обратной связи.

Для исполнительного аппарата нервной системы, управляющей всей этой «суетой», характерно большое количество степеней свободы, избыточность которых преодолевается координацией движений и превращением исполнительного органа в управляемую систему.

2. НЕРВНАЯ СИСТЕМА


Нервная система (Н.С.) это совокупность нервных образований, воспринимающих действующие на организм раздражители, обрабатывающих возникающие импульсы возбуждения и формирующих ответные реакции. Она Подразделяется на
- центральную,
- периферическую и
- вегетативную.

Свойства нервной системы:

ДИНАМИЧНОСТЬ – скорость возникновения возбуждения и торможения условных рефлексов или скорость и успешность первичного приспособления к новым условиям.

ЛАБИЛЬНОСТЬ (МОЩНОСТЬ) – максимальное число импульсов, которое нервная клетка или нервная структура может передать в единицу времени без искажений.

ПОДВИЖНОСТЬ – способность быстро реагировать на изменения среды. Скорость протекания нервных процессов и скорость их смены процессами с противоположным знаком.

СИЛА – предел работоспособности нейронов – способность выдерживать сильное или длительное возбуждение, не переходя в тормозное состояние. Зависит от чувствительности анализаторов: более слабая Н.С. более чувствительна = способна реагировать на стимулы более низкой интенсивности. В этом преимущество слабой Н.С. перед сильной.

ТИП – совокупность свойств Н.С., составляющих физиологическую основу индивидуального своеобразия человека. Результат неповторимого сочетания силы, подвижности, уравновешенности.

Типы высшей нервной деятельности (по Павлову) это типы ТЕМПЕРАМЕНТА:
1. Сильный, неуравновешенный (безудержный, взрывной).
2. Сильный, уравновешенный, инертный \ медлительный.
3. Сильный, уравновешенный, подвижный \ живой.
4. Слабый.

Существует 24 стойких сочетаний свойств Н.С. или «динамических аспектов поведения», обозначаемых понятием «темперамент».

ТЕМПЕРАМЕНТ – энергетическая характеристика Н.С. и динамических свойств её психической активности: интенсивности, скорости, ритма, мощности (силы) психических процессов.

Наиболее ярко темперамент проявляется в детском возрасте. По мере воспитания и овладения «механизмами» сознательного самоуправления проявления темперамента испытывают тормозящее и регулирующее влияние со стороны разумной воли.

Темперамент проявляется в активности:
- моторной,
- интеллектуальной,
- эмоциональной.

ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА — ЭЛЕМЕНТА СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ:

1. Относительно устойчив к изменениям под влиянием среды и воспитания, но изменяется в онтогенезе.
2. Не характеризует содержательную сторону личности (направленность, мотивация ценностные ориентации, мировоззрение), а отражает лишь количественную.
3. Его свойства могут способствовать или противодействовать формированию определённых черт личности: темперамент может модифицировать значение факторов среды и воспитательного воздействия, влияя на восприятие и оценку их личностью.
4. Наиболее рельефно проявляется темперамент у взрослого человека в нестандартных, критических ситуациях, когда ещё нет готового ответа на вызов стимула, пока не сформирована программа ответных действий.

Особенности энергетической конституции человека отражают также понятия «экстраверсия» и «интраверсия».

«ЭКСТРАВЕРСИЯ»:
- слабость и медленность возбуждения,
- сила и устойчивость торможения,
- усиленный контроль поступающей информации, тщательный отбор, селекция и дозированное усвоение, не угрожающее разрушению внутреннего духовного мира,
- критическое аналитическое восприятие внешней информации,
- доверие к себе, к своим ощущениям, идеям,
- устойчивость Картины Мира наряду с доступностью ее реконструкции,
- активное отношение к внешнему миру, вектор его преобразования по собственным программам, реализующим личностный идеал мироустройства,
- мощная установка на сохранение и постепенную рациональную адаптивную модификацию внутреннего мира под давлением достоверной информации,
- устойчивость к внешним влиянием,
- воля к самосохранению.

«ИНТРАВЕРСИЯ»:
- сила и быстрота возбуждения,
- слабость, медленность и неустойчивость торможения,
- слабый контроль поступающей информацией, некритический её отбор и восприятие, без глубокого анализа с точки зрения персональной картины мира,
- постоянные деформации, под давлением новой некритически воспринятой информации, личной картины мира, её неустойчивость и как следствие – недоверие к себе, неуверенность в собственных чувствах, взглядах, нестабильность мировоззрения, внушаемость и потребность в мощном внешнем авторитете,
- частые смены взглядов, мнений, убеждений,
- пассивное отношение к внешнему миру, готовность принять его таким, каков он есть и приспособиться к нему и его императивам,
- адаптивная активность направлена на себя, вовнутрь, на приспособление к требованиям ситуации;
- неустойчивость к внешним влияниям,
- слабая воля к самосохранению.

Многим детям, особенно в начальной школе, трудно усваивать программу в силу природной «скособоченности» их психики в одну из описанных сторон. Но мало кто из учителей это понимает. Так способные дети попадают в разряд неуспевающих, лентяев, учащихся «не в меру своих способностей».

Психические ритмы детей вообще очень редко совпадают с ритмами протекания дидактических и воспитательных процессов в казенной системе образования. Просто потому, что о необходимости и возможности их согласования ее обитатели не подозревают.

3. ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

ЦНС состоит из комплексов головного и спинного мозга.

Основные элементы нервной ткани – нейроны и глиальные клетки.

Нейрон (нервная клетка) состоит из:
1) тела нейрона,
2) дендритов — древовидных отростков на теле нервной клетки и
3) аксонов — удлинённых дендритов, соединяющих тела одних нейронов с телами или дендритами других нейронов. Часть аксонов покрыта миелиновой оболочкой, способствующей быстрому проведению импульса по нерву.

Места взаимных контактов нервных клеток – синапсы — передают в результате биохимических обменных процессов нервные импульсы от одной нервной клетки к другой.

В большинстве своём нейроны – специализированы:
1) сенсорные – проводят нервные импульсы от рецепторов к ЦНС;
2) двигательные – проводят нервные импульсы от ЦНС к органам движения;
3) нейроны локальной сети – проводят нервные импульсы от одного участка ЦНС к другому.

Глиальные клетки – служат обмену веществ в ЦНС. Капилляры кровеносной системы снабжают её кровью. На периферии тела человека, во внутренних органах и тканях, нервные клетки своими аксонами подходят к рецепторам – органам восприятия и преобразования различных видов энергии в энергию нервных импульсов.

Комплекс центральных и периферических нервных структур, участвующих в восприятии, переработке и хранении специфической информации, связанной с деятельностью отдельных органов чувств, назван анализатором (зрительный, слуховой, вкусовой…). Каждый анализатор состоит из трёх анатомически различных отделов, выполняющих специализированные функции в его работе:
1) рецептор,
2) нервные волокна,
3) центральный отдел, перерабатывающий соответствующие раздражители и хранящий воспоминания о них.

Глиальные клетки обеспечивают постоянство внутренней среды нервной системы и её трофику (питание).

МОЗГ (СПИННОЙ и ГОЛОВНОЙ) — центральный отдел нервной системы, главный орган психики, покрыт тремя оболочками: твёрдой, паутинной, сосудистой. Ткань мозга состоит из серого (скопление нервных клеток) и белого (скопление отростков нервных клеток) вещества.

Функции мозга:
- не локализованы в конкретных участках, а есть результаты совместной работы ансамблей мозговых зон;
- в результате химических процессов в клетках мозга и в межклеточном пространстве генерируется электрическая энергия, импульсы которой несут необходимую информацию органам тела;
- эта электрическая активность (биоритм) регулярно, ритмически повторяется, образуя волны разной частоты;
- основные ритмы энцефалограммы человека: альфа, бета, гамма, дельта, тета...
с изменением психического состояния – умственная нагрузка, эмоциональное напряжение, сон — меняется доминирующий ритм: активизация деятельности сопровождается высокочастотными ритмами, торможение — низкочастотными;
- кроме биоритмов мозг производит активность нерегулярную, аритмическую, пароксизмальную, состоящую из волн различной длительности и амплитуды, внезапно нарастающих и падающих.

Деятельность ЦНС подчиняется рефлекторному принципу.

РЕФЛЕКС

Рефлекс это ответная целостная реакция на возбуждение рецепторов раздражителем в форме активизации одних и торможения других нервных комплексов. В зависимости от интенсивности раздражения меняется частота нервных импульсов, идущих от рецепторов. Различаются рефлексы —
- безусловные — врождённые и
- условные — приобретённые в индивидуальной жизни.

РЕФЛЕКС БЕЗУСЛОВНЫЙ (ВРОЖДЁННЫЙ):


Безусловный (врожденный) рефлекс (БР) это непосредственная реакция на раздражитель, протекающая независимо от условий (вне условий, без условий), в которых он взаимодействует с организмом. Это наследственно закреплённая стереотипная форма реагирования на биологически значимые воздействия внешнего мира или на изменения внутренней среды организма. Она обеспечивает приспособление к относительно постоянным условиям существования и не зависит от наличия подкрепления. В чистом виде БР встречается редко. На его основе надстраиваются сложные системы условных рефлексов. Важнейшие БР – пищевой, половой, оборонительный, ориентировочный…

РЕФЛЕКС УСЛОВНЫЙ (ПРИОБРЕТЁННЫЙ):

Условный (приобретенный) рефлекс (УР) это реакция организма не на раздражитель, которого пока ещё нет, а на условия в которых раздражитель может появиться. Он
основан на феномене опережающего отражения, существующего уже у низших животных, для которых смена сезонных явлений (лето-осень-зима-весна) — неизменное условие жизни. Повторение последовательности воздействий среды создаёт облегчённые реакции, для которых достаточно внешнего толчка, чтобы химическая реакция протоплазмы распространилась по нервной системе, опережая развитие внешних событий. УР образуется при совпадении и ассоциации любого безразличного, биологически не значимого раздражителя с биологически значимым раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс или, если биологически не значимый, безразличный раздражитель предшествует биологически значимому (звонок перед едой вызывает слюноотделение). УР основан на выработке новых – временных связей. При повторных действиях раздражителя, если они не подкрепляются (не удовлетворяют жизненную потребность), реакция на него ослабевает и исчезает в результате коркового торможения. В результате образования УР раздражитель, прежде не вызывавший соответствующей реакции, начинает её вызывать, становясь сигнальным раздражителем.

Условные рефлексы образуют:
- первую сигнальную систему, где сигнальные раздражители — агенты среды обитания (у животных) и
- вторую сигнальную систему, где сигнальный раздражитель — слово.

ВЫРАБОТКА УСЛОВНЫХ РЕФЛЕКСОВ

Реакция на условный раздражитель (УР) формируется только после его подкрепления безусловным раздражителем (БР).
Например: нам нужно сформировать у ребенка УР гигиенического ухода за полостью рта, т.е.
1) научить его чистим зубы по утрам и
2) сформировать таковую привычку — устойчивый динамический стереотип поведения.
Генетическая природа человека не обеспечивает нас соответствующей программой врожденного поведения. Поэтому навык манипуляций специальной щеткой во рту с применением особых химических смесей формируется на базе некоего БР, имеющегося в ассортименте наследственных программ адаптивного поведения — импринтинга: инстинкта безусловного подражания действиям авторитетного взрослого. Это означает, что, если мы хотим, чтобы ребенок научился самостоятельно чистить зубы и чтобы это стало его автоматической привычкой, то нам следует не лекции ему читать, не фильмы учебные демонстрировать с диаграммами и графиками научных экспериментов... А просто по утрам и вечерам вместе с ребенком заходить в ванную и там параллельно совершать вместе с ним эту процедуру без лишних слов, нравоучений и изощренных подкреплений.

ВНИМАНИЕ!
УНИВЕРСАЛЬНАЯ ФОРМУЛА УСПЕХА АБСОЛЮТНО ВСЕХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИКЛЮЧЕНИЙ:

реакция на условный раздражитель (УР) формируется только после его подкрепления безусловным раздражителем (БР).

И всякий раз, когда некоторое педагогическое действие не достигает планируемого результата, нужно начинать искать причины неудачи с поиска правильного БР, подкрепляющего нашу вожделенную цель. Ибо любое культурное событие в жизни ребенка по своей природе есть ни что иное, как УР. И ничего более.

Итак, если безусловный рефлекс не сразу подкрепляет условный рефлекс, в возникшей паузе происходит подбор соответствующего безусловного рефлекса к данному сигналу.

Ориентировочный рефлекс («что это там такое?» или «ух, как интересно!») чаще всего работает в качестве БР в ходе дидактического процесса, когда происходит усвоение некоторой новой информации и ее внедрение в персональную Картину Мира учащегося. Хотя и не следует им злоупотреблять, ленясь искать иные подкрепления. Они действительно могут быть.
Ориентировочный рефлекс порождает общее генерализованное возбуждение в состоянии которого
1)тормозится двигательная реакция и происходит
2)замирание, сопровождающееся
3)вслушиванием,
4)вглядыванием,
5)учащением дыхания и сердцебиения, которыми сопровождается
6)анализ информации о сигнале и сопоставление её со структурой потребностей и
7)образование доминантного очага возбуждения для удовлетворения доминирующей потребности или
8)вытеснение информации о сигнале – торможением либо замещением.

Условный рефлекс основывается на предвидении \ предсказании, опережающем виртуальном моделировании будущего, так как условная реакция носит предупредительный характер. В сходной ситуации до начала действия возбуждающего стимула включается автоматическая реакция, опережающая возникновение этого стимула: рефлекс на условия, на ситуацию, а не на сам стимул. Реакция на стимул всегда однозначна и в ней трудно преодолеть логику «стимул – реакция». А в реакции на ситуацию, всегда несущую в себе альтернативность, возможно возникновение нового, неадекватного старым стимулам, ответа – на новый стимул новой реакцией, адекватной стимулу.

Интеллектуальная деятельность есть опережающая способность к предсказанию последствий некоторого события задолго до его совершения и до наступления сенсорно достоверных последующих происшествий. По своей физиологической природе интеллектуальная деятельность это система условных рефлексов. Всего навсего! Поэтому, ее успех — физиологически — зависит от умения отыскать в меню безусловных рефлексов самый адекватный и самый резонансный в отношении преследуемой нами цели.

ТОРМОЖЕНИЕ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА

Понимание закономерностей торможения условнорефлекторных процессов необходимо для разумного и эффективного использования психического инструмента ВОЛЯ в ходе планирования и осуществления сложных — многоэтапных программ поведения, преследующих достижение отдаленных или отложенных целей. Наиболее распространены и известны следующие типы торможения условнорефлекторных программ поведения:

1.Безусловное, внешнее, индукционное торможение, наступающее вследствие замещения доминирующей цели или мотива альтернативными. Тогда в коре головного мозга, помимо уже действующего — «старого» очага возбуждения, возникает новый, забирающий на себя энергию возбуждения, порождённую неудовлетворённой потребностью, обслуживаемой из старого «очага».

2.Запредельное торможение, наступающее вследствие исчерпания энергетических запасов подпитки доминантного очага возбуждения. Внешней формой проявления такого типа торможения является ощущение усталости и бессилия, наступающих в итоге безрезультатных попыток достичь поставленной цели.

3.Угасание условного рефлекса, наступающее вследствие отсутствия его подкрепления безусловным. Например: если родитель пару раз поучаствует в солидарной процедуре чистки зубов, а затем перестанет, выработанная у ребенка привычка чистить зубы, не успевшая стать устойчивой, начнет забываться, стираясь из памяти.

1-я СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА – способ регуляции поведения, при котором свойства мира воспринимаются мозгом в виде сигналов, непосредственно улавливаемых органами чувств как ОЩУЩЕНИЯ цвета, звука, запаха…

2-я СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА – способ регуляции поведения, при котором свойства мира воспринимаются мозгом в виде символов — сигналов, представленных знаковой системой человеческой речи и иными символическими системами: цифровыми, нотными, цветовыми... При известной специальной тренировке 2-я сигнальная система может стать эффективным инструментом волевой организации человеческой деятельности, когда специальными символами той или иной знаковой природы кодируется информация о цели действия и о характере и содержании относящегося к ней действия — стимулирующем или тормозящем ее достижение.

Существует феномен ГЕНЕРАЛИЗАЦИИ УСЛОВНОГО РЕФЛЕКСА. Он возникает на начальных этапах выработки УР либо стихийно, когда требуемая реакция усиливается не только энергией, вызванной стимулом в доминантном нейрокомплексе, но и энергией других - близких мозговых структур по соседству. Его нейрофизиологическая основа – иррадиация процесса возбуждения из доминантного очага возбуждения на соседние — смежные мозговые структуры, когда у соседей заимствуются энергетические резервы для подпитки доминанта.

Генерализация УР может быть спровоцирована искусственно, когда волевым усилием внимание действующего субъекта концентрируется на некотором нужном ему объекте, а все альтернативные векторы распространения внимания на некоторое время тормозятся и блокируются.

Следом после реакции генерализации УР наступает его т.н. СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ, когда по мере повторения УР он «привязывается» к строго определённому мотивирующему его сигналу и осуществляется только одним способом. Нейрофизиологически механизм специализированного УР обеспечивается активностью локальных мозговых структур, обеспечивающих данную реакцию, при минимальной поддержке соседних частей мозга.

4. ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Складывается из:
- афферентных — воспринимающих (чувствительных) нервов, передающих импульсы раздражения с периферии — от рецепторов — к ЦНС и
- эфферентных — управляющих (двигательных) нервов, передающих руководящие импульсы из ЦНС к скелетным и прочим мышцам.

5. ВЕГЕТАТИВНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА

Обслуживает мышцы внутренних органов, обеспечивая обмен веществ, рост и развитие всего нашего «ливера». Она состоит из
- СИМПАТИЧЕСКОГО ОТДЕЛА, ведающего мобилизацией, активизацией, интенсификацией деятельности организма и
- ПАРАСИМПАТИЧЕСКОГО ОТДЕЛА, отвечающего за торможение и реабилитацию резервов нервной системы, затраченных на ее работу.


6.ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Включают: сенсорную, мнемическую и моторную. Они обеспечиваются энергией работы врождённых программ удовлетворения витальных и вегетативных потребностей, производимой нейронными комплексами, закреплёнными в морфологии нервной системы и формирующимися в первые месяцы жизни.

Между инстинктивными операциями-автоматизмами и условнорефлекторными психофизиологическими функциями граница очень условна, но эти последние функции выделяются особо из-за их «организмического» характера: их зачатки достаются субъекту от природы и, созревая в онтогенезе в первую очередь на самых ранних его этапах всегда — по умолчанию — готовы к использованию. Они составляют одновременно и необходимые предпосылки, и средства деятельности.

7. ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ.

Прижизненно формирующиеся системные психические процессы: произвольные внимание, память, логическое мышление — социальны по происхождению. Они пластичны и состоят из взаимозаменяемых компонентов. Пострадавшие психические функции можно восстановить путём перестройки функциональных систем – их физиологической основы. Возможны внутрисистемные и межсистемные перестройки функциональных систем: перевод процесса на высший, осознанный уровень; замена выпавшего звена функциональной системы новым звеном…

Психофизиологическая основа ВПФ – сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев. Часть звеньев функциональных систем жёстко закреплены за определёнными мозговыми структурами, остальные – высоко пластичны и могут заменять друг друга, что лежит в основе механизма перестройки функциональной системы. Каждая ВПФ связана с работой не одного «мозгового центра» и не всего мозга как целого, а является результатом системной деятельности мозга, где различные мозговые структуры работают дифференцировано.

Первоначально ВПФ возникают, как форма взаимодействия между людьми и лишь позже становятся интрапсихическими процессами в результате интериоризации – превращения внешних функций во внутренние психические. На первых этапах формирования они представляют собой развёрнутую форму предметной деятельности, опирающейся на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы. Затем эта деятельность сворачивается, приобретая характер автоматизированных умственных действий.

8. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

Фоновая активность НС, в условиях которой реализуются поведенческие акты, есть
результат динамического взаимодействия всего организма с внешней средой, отражающий его целостное состояние. Интегральная характеристика работы мозга, отражающая общее состояние его структур, зависит от:

1.Характера выполняемой деятельности.
2.Значимости мотивов, побуждающих к выполнению конкретной деятельности.
3.Величины сенсорной нагрузки.
4.Исходного уровня активности НС, предшествующей деятельности субъекта.
5.Индивидуальных особенностей НС.
6.Воздействия, выходящего за рамки естественной среды обитания организма – фармакологических, химических, электрических раздражений…

Поведенческое проявление функционального состояния – уровень бодрствования.

Индикаторы функционального состояния – характеристики биоэлектрической активности мозга, отражающие активность модулирующей системы мозга.

Основные функциональные состояния:

1.Адекватной мобилизации, когда:
все системы организма работают оптимально и соответствуют требованиям деятельности;
наступает вслед за состоянием оперативного покоя;
состояние готовности: организм способен быстро перейти в различные формы физиологической активности для выполнения конкретной деятельности.

2.Динамического рассогласования, когда системы организма
- не полностью обеспечивают его деятельность;
- работают на излишне высоком уровне траты энергетических ресурсов отчего организм оказывается в экстремальном состоянии (реактивные пограничные – утомление, монотония, стресс, тепловое напряжение, водное истощение… или патологические состояния).

В конце концов, итоги любой человеческой деятельности зависят от состояния его нервной системы. Учебная (дидактическая) деятельность — не исключение. Ребенок не имеет опыта контроля состояния собственной НС, поэтому это одна из главных задач педагога и родителя. Нелепо ожидать от ребенка эффективной учебной деятельности, если его нервная система рассогласована. Любые попытки ее эксплуатации в таком состоянии — гуманитарное преступление, не имеющее оправдания.

Знание особенностей устройства и работы НС позволяет овладеть искусством ее оперативного контроля, настройки и перенастройки. В ходе воспитания следует передавать ребенку опыт наблюдения и исследования собственной НС и управления ею.
Tags: #анатомия и физиология ВНД, #дидактика, #компетенции учащегося, #модель личности, #психология дидактики, #структура личности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments