nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МОЗГА В ОНТОГЕНЕЗЕ: В ЗАРОДЫШЕ — У РЕБЕНКА — У ПОДРОСТКА — У ЮНОШИ.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СОВЕТЫ «ПОСТОРОННЕГО».



ЭТОТ ТЕКСТ — НАИЗУСТЬ, КАК МАНТРУ — БУДУТ ЧИТАТЬ В АДУ АВТОРЫ КАЗЕННОЙ «РЕФОРМЫ» ШКОЛЫ.
ВЕЧНО! В НАКАЗАНИЕ ЗА ПЫТКУ ДЕТСКОГО УМА — ДОВЕРЧИВОГО И БЕЗЗАЩИТНОГО — НЕВНЯТНОЙ, УРОДЛИВОЙ И БЕСПОЛЕЗНОЙ УЧЕБНОЙ БЕЛИБЕРДОЙ.

Головной мозг — структура многоуровневая и в ходе индивидуального развития человеческой особи созревает неравномерно. Изменения его размеров, формы и массы сопровождаются изменением внутренней структуры, когда:
1) формируются нейроны,
2) складываются и усложняются формы и рисунки межнейронных связей,
3) четко разграничиваются белое и серое вещество,
4) стабилизируются проводящие пути нервных раздражений.

ИГРЫ ГОРМОНОВ

Формирование мозга человеческого эмбриона обусловлено генетически сложной «игрой» гормонов.
Сперва гормоны, циркулирующие в крови плода, синтезируются плацентой, эндокринными железами матери и поначалу — едва-едва — его собственными железами. У эмбриона человека они обнаруживают способность к самостоятельной секреции уже с 6-8-й недели. Развитие и работа разных желез в эмбриогенезе регулируются гипоталамусом. Гормональные воздействия программируют и регулируют функциональную активность клеток мозга и всей ЦНС.

Изменения концентрации гормонов в крови матери по разному влияют на формирующийся мозг:
1)стероидные гормоны, продуцируемые корой надпочечников, яичниками, проходят через плаценту в кровь плода, где прямо воздействуют на клетки мозга;
2)гормоны гипофиза, яичников, надпочечников и др. влияют на развитие плаценты, состояние которой, в свою очередь, определяет эффективность транспорта различных компонентов от матери к плоду и в обратном направлении.

Изменения содержания гормонов в крови матери и плода опосредованно влияют на развитие его мозга, воздействуя на концентрацию в крови глюкозы, аминокислот, липидов и т.д. Состояние эндокринных желез матери отражается на их состоянии у плода: при снижении функции (или удалении) надпочечников у матери надпочечники плода, стремясь компенсировать дефицит соответствующих гормонов, переходят в состояние гиперфункции. Подобные ситуации наблюдаются и в отношении других одноименных желез матери и плода.

Концентрация различных гормонов при беременности имеет высокую степень вариабельности и зависит от множества факторов.
1)Болезни эндокринной системы женщины (диабет, базедова болезнь, микседема и многие другие) при беременности часто приводят к гибели плода, дефектам развития его органов, в том числе головного мозга.
2)Многие болезни, осложняющие течение беременности, включают в себя различные отклонения концентрации в крови многих гормонов. При этом обнаруживаются структурно-функциональные изменения и эндокринных желез плода.
3)К отклонениям эндокринного статуса матери и плода приводят стрессовые воздействия, лекарственные препараты, особенно гормональные.
4)Дефицит иода в пищевых продуктах и воде может привести к снижению функции щитовидной железы. Значительное уменьшение концентрации ее гормонов в крови плода и ребенка в первые месяцы жизни приводит к нарушениям созревания нейронов и нейроглиоцитов и в тяжелых случаях ведет к кретинизму.

КАК ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ЗАРОДЫШ СТАНОВИТСЯ «МАЛЬЧИКОМ» ИЛИ «ДЕВОЧКОЙ»

У человека и у других млекопитающих мозг плода до определенного периода не имеет половых различий. В дальнейшем «капризы» гормонов определяют морфологические и функциональные различия мозга будущих мужчин и женщин. У самцов млекопитающих, включая человека, б'ольшая масса мозга. И у человека, и у крыс мозг самок растет быстрее, но продолжительность роста короче, чем у самцов.

Мужские половые гормоны человека секретируются семенниками плода начиная с 8-9 недель эмбрионального периода, при этом в крови плодов концентрация основного мужского полового гормона - тестостерона достигает величин, наблюдающихся у взрослых мужчин. Гормон действует на гипоталамус (регулирующий работу половой системы у взрослых), определяющий выработку гонадотропинов — гормонов гипофиза, регулирующих функции половых желез - семенников или яичников. Эти образования включают:
1) центр, ответственный за цикличность работы половой системы, функционирующий только у самок в репродуктивном периоде их жизни, регулируя изменения в течении менструальных циклов;
2) тонический центр вырабатывающий гонадотропины у особей обоего пола.

Андрогены необратимо выключают циклические центры мозга. Тестостерон выключает гены, определяющие чувствительность рецепторов к женским половым гормонам. Одновременно происходит необратимая стимуляция центров мужского поведения и торможение центров женского поведения. У плодов женского пола, ввиду отсутствия высоких концентраций мужских половых гормонов в крови, указанные процессы не происходят.

В результате в мозге особей разного пола возникают морфологические и функциональные различия. Одно из ядер гипоталамуса, где половые различия особенно выражены, называется ядро полового диморфизма. У самцов оно имеет б'ольшие размеры и состоит из б'ольшего числа клеток, чем у самок. Оно участвует в контроле полового поведения, половых циклов, материнского поведения.

Женский фенотип развития мозга изначально определен генами и не нуждается в дополнительной гормональной настройке, тогда как мужской — для реализации своего генотипа — требует воздействия мужских половых гормонов — андрогенов. Последние осуществляют нормальную настройку мозга по мужскому типу, но нарушают нормальный тип развития мозга особей с генетическим женским полом.

Глюкокортикоидные гормоны.

Вырабатываются надпочечниками и регулируют возникновение и развитие нервных клеток: их размножение, установление и развитие связей между ними, их своевременное отмирание и замену, а также — метаболические процессы, адаптацию к стрессовым ситуациям. Стрессы в эмбриогенезе, увеличивая выработку глюкокортикоидов, программируют в последующие периоды онтогенеза пониженную устойчивость к стрессу.

Различное соотношение гормональных процессов, порожденных надпочечниками, определяет
массу мозга и его частей,
количество и характер связей между нейронами,
соотношения между нейронами и глиальными клетками,
отдельными типами нейронов,
функциональные особенности нервных органов.

Нормальное развитие мозга может нарушаться его высокой чувствительностью в критические периоды развития и необратимостью некоторых из последствий таких воздействий. Последнее зависит от того, что зрелые нервные клетки не способны к делению. Поэтому любые факторы, уменьшающие их численность к моменту рождения, делают головной мозг необратимо "малонейронным". При этом:
ухудшается динамика формирования синаптических связей,
меняется их пространственная организация,
некоторые свойства нейронов, определяющие их функции после рождения, программируются с дефектами.

Алкоголь, наркотики, никотин, действуя на нейроны в эмбриональном периоде, уродуют их навсегда. Патологические агенты, действующие на головной мозг эмбриона, губят не только нейроны, но и вспомогательные клетки - глиоциты, и кровеносные сосуды. Наиболее губительные изменения головного мозга повреждающие агенты вызывают на 3-4-й неделях эмбриогенеза, особенно интенсивного в данный период.

РАЗВИТИЕ МОЗГА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ЭМБРИОНА

Во внутриутробном периоде первыми формируются структуры — продолговатого, среднего и промежуточного мозга, где расположены нервные центры, обеспечивающие работу основных жизненно важных органов. К моменту рождения зрелость мозга позволяет младенцу исполнять все жизненно важные функции (дыхание, сосание, глотание и др.) и простейшие реакции на внешние воздействия.

С 11-го дня внутриутробного развития из наружного зародышевого листка - эктодермы - по спинной поверхности туловища эмбриона образуется утолщение - нервная трубка. Головной конец ее развивается в головной мозг, остальная часть - в спинной мозг.

На 3-й неделе в головном отделе нервной трубки образуются три первичных мозговых «пузыря» (передний, средний и задний), из которых развиваются главные отделы головного мозга - конечный, средний, ромбовидный.

На 4-5-неделе передний и задний мозговые «пузыри» расчленяются каждый на два отдела и образуется пять мозговых «пузырей»: конечный (телэнцефалон), промежуточный (диэнцефалон), средний (мезэнцефалон), задний (метэнцефалон) и продолговатый (миелэнцефалон). Впоследствии
из конечного мозгового пузыря развиваются полушария головного мозга и подкорковые ядра,
из промежуточного - промежуточный мозг (зрительные бугры, подбугорье),
из среднего формируется средний мозг - четверохолмие, ножки мозга, сильвиев водопровод,
из заднего - варолиев мост и мозжечок,
из продолговатого - продолговатый мозг, плавно переходящий в спинной.

Уже в эмбриональном периоде головной мозг:
участвует в работе эндокринных желез,
реагирует на тактильные, звуковые, вкусовые раздражители,
в нем формируются устойчивые ансамбли нейронов, производящих рефлекторные реакции.

Мозг развивается гетерохронно: раньше других созревают структуры, управляющие жизнедеятельностью организма на данном этапе. Функциональной полноценности вначале достигают наиболее древние нервные структуры: стволовые (продолговатый мозг, мост, средний мозг, промежуточный мозг и мозжечок), подкорковые и корковые структуры, управляющие витальными функциями — зрением, слухом, тактильной, температурной и болевой чувствительностью. Наиболее интенсивно они созревают в первые 2 года жизни, а окончательно формируются в 13-16 лет — по завершении полового созревания. Многие особенности нервной деятельности подростков объясняются функциональными свойствами подкорковых структур.

Скорость созревания нейронов в разных участках КГМ различна. Первыми развиваются двигательные зоны, затем сенсорные и, наконец, ассоциативные области. В начале 4 месяца появляется мозолистое тело — пучок волокон, связывающих кору полушарий. Оно быстро растет, к нему присоединяются новые волокна от интенсивно развивающихся областей коры. У новорожденного мозолистое тело короткое и тонкое. Оно утолщается и удлиняется в течение первых пяти лет, но только к 20 годам достигает окончательных размеров.

РАЗВИТИЕ МОЗГА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МЛАДЕНЦА

КЛЕТОЧНАЯ СТРУКТУРА

Мозговая ткань новорожденного мало дифференцирована. Корковые клетки, подкорковые узлы, пирамидные пути недоразвиты, плохо дифференцируются на серое и белое вещество. Нервные клетки расположены концентрированно на поверхности больших полушарий и в белом веществе мозга. С увеличением поверхности головного мозга нейроны мигрируют в серое вещество; их концентрация на 1 см3 общего объема мозга уменьшается, а плотность мозговых сосудов увеличивается.

Первыми созревают афферентные и эфферентные пирамиды нижних слоев коры, позже — расположенные в поверхностных слоях. Постепенно дифференцируются различные типы вставочных нейронов. Раньше созревают веретенообразные клетки, переключающие афферентную импульсацию из подкорковых структур к развивающимся пирамидным нейронам. Звездчатые и корзинчатые клетки, обеспечивающие взаимодействие нейронов и циркуляцию возбуждения внутри коры, созревают позже. Заканчиваясь возбудительными и тормозными синапсами на телах нейронов, эти клетки создают возможность структурирования импульсной активности нейронов (чередование разрядов и пауз), что является основой нервного кода. Дифференцировка вставочных нейронов, начавшаяся в первые месяцы после рождения, наиболее интенсивно происходит в период от 3 до 6 лет. Их окончательная типизация в переднеассоциативных областях коры отмечается к 14-летнему возрасту.

Функционально важно развитие отростков нервных клеток — дендритов и аксонов, образующих волокнистую структуру.

Аксоны, по которым в кору поступает афферентная импульсация, в течение первых трех месяцев жизни покрываются миелиновой оболочкой, что ускоряет поступление информации к нервным клеткам проекционной коры.

Вертикально ориентированные апикальные дендриты обеспечивают взаимодействие клеток разных слоев, и в проекционной коре они созревают в первые недели жизни, достигая к 6-месячному возрасту III слоя. Дорастая до поверхностных слоев, они образуют конечные разветвления.
Базальные дендриты, объединяющие нейроны в пределах одного слоя, имеют множественные разветвления, на которых образуются множественные контакты аксонов других нейронов. С ростом базальных дендритов и их разветвлений увеличивается воспринимающая поверхность нервных клеток.

Специализация нейронов в процессе их дифференциации и увеличение количества и разветвленности отростков создают условия для объединения нейронов разного типа в нейронные ансамбли. В них включаются также клетки глии и разветвления сосудов, обеспечивающие клеточный метаболизм внутри нейронного ансамбля.

К моменту рождения вертикально расположенные пирамидные клетки в нижнем слое и их апикальные дендриты создают прообраз колонки, которая у новорожденных бедна межклеточными связями.

ЭВОЛЮЦИЯ КГМ

КГМ развивается постепенно. Древняя и старая кора новорожденного имеет то же строение, что и у взрослых людей. Новая кора и связанные с ней подкорковые и стволовые образования продолжают рост и развитие вплоть до взрослого состояния. Численность нервных клеток в коре с возрастом не увеличивается. Однако сами нейроны продолжают развиваться: растут их тела, увеличивается количество аксонов и дендритов, а их форма усложняется, миелинизируются волокна.

1-й год жизни: увеличение размеров нервных клеток, дифференциация звездчатых вставочных нейронов, увеличение дендритных и аксонных разветвлений. Выделяется ансамбль нейронов как структурная единица, окруженная тонкими сосудистыми разветвлениями.

К 3-му году ансамблевая организация усложняется: возникают гнездные группировки, включающие разные типы нейронов.

В 5—6 лет наряду с продолжающейся дифференциацией и специализацией нервных клеток нарастают объем горизонтально расположенных волокон и плотность капиллярных сетей, окружающих ансамбль. Это способствует дальнейшему развитию межнейрональной интеграции в определенных областях коры.

К 9—10 годам усложняется структура отростков интернейронов и пирамид, увеличивается разнообразие ансамблей, формируются широкие горизонтальные группировки, включающие и объединяющие вертикальные колонки.

В 12—14 лет в нейронных ансамблях четко выражены разнообразные специализированные формы пирамидных нейронов, высокого уровня дифференцировки достигают интернейроны; в ансамблях всех областей коры, включая ассоциативные корковые зоны, за счет разветвлений отростков удельный объем волокон становится значительно больше удельного объема клеточных элементов. Количество связей между нейронов превышает количество самих нейронов.

К 20 годам ансамблевая организация КГМ достигает уровня взрослого человека, а ее поверхность увеличивается в 30 раз.

УПЛОТНЕНИЕ МОЗГОВОЙ ТКАНИ «ИЗВИЛИНАМИ»

Чтобы ограниченные размеры черепной «коробки» могли вместить в себя как можно больше мозговой «ткани», работает специальная генетическая программа «упаковки», уплотняющая вещество мозга путем его особого — «извилистого» структурирования. Все основные извилины уже существуют к моменту рождения, но «рисунок» и глубина борозд еще не достигают высокой степени сложности. По мере роста мозга количество полушарных извилин, их форма, рельефность, топографическое положение изменяются.

Борозды образуются последовательно: к 5-му месяцу появляется центральная и поперечно-затылочная борозды, к 6-ти месяцам – верхняя и нижняя лобные, краевая и височные борозды, к 7-ми месяцам – верхние и нижние пре- и постцентральные и межтеменная, к 8-ми месяцам – средняя лобная и т.д. Спустя год после рождения появляются индивидуальные различия в распределении борозд и извилин, усложняется их строение. Особенно интенсивно процесс идет до 5 лет, а после постепенно ослабевает.

Отдельные области коры и до рождения, и после растут неодинаково.
Первой развивается обонятельная сенсорная система древней коры.
Затем — корковые отделы соматосенсорной системы и лимбическая область.
И, наконец, зрительная и слуховая системы и ассоциативная верхнетеменная область, управляющая кожной чувствительностью – узнаванием предметов на ощупь.

В период 1 - 4 года отношение массы мозга к массе тела имеет максимальные значения («индекс церебрализации»). Количество синапсов на единице площади теменной коры после рождения бурно увеличивается до 1 года, затем несколько уменьшается до 4 лет и резко падает после 10 лет жизни ребенка.

Различные области коры миелинизируются в онтогенезе не одновременно.
Первыми накануне рождения и в 1-м месяце после рождения получают миелиновую оболочку волокна, связывающие кору с подкоркой.
На 2 - 4-м месяцах этот процесс охватывает области КГМ, обеспечивающие пищевые и оборонительные рефлексы на запахи, световые и другие раздражители.
На 6–7 неделе созревает средний мозг и организует мышечный тонус и рефлексы согласования позы при поворотах туловища, рук, головы.
Миелинизация проводящих путей зрительной, вестибулярной и слуховой сенсорных систем заканчивается в первые месяцы после рождения. И тогда движения трехмесячного ребенка обогащаются рефлекторным поворотам глаз и головы к источнику света и звука.
К 6–7 месяцам созревают регуляторы тонуса мышц в разных положениях и непроизвольных движениях. Сперва движения новорожденного неточны и недифференцированы. Но, по мере установления контроля коры за подкоркой, движения становятся более точными и целенаправленными, выпрямляется туловище, формируются сидение, стояние. К концу 1-го года жизни миелинизируются большие полушария: ребенок сохраняет равновесие и начинает ходить. Миелинизация оканчивается к 2-м годам. Одновременно у ребенка развивается речь.

Однако не у всех мозг формируется без проблем. У 10-20% детей встречаются мозговые дисфункции — причины асоциального поведения и психических расстройств.

ИЗМЕНЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ МОЗГА

К моменту рождения общая масса головного мозга составляет около 400 г., причем у девочек он несколько меньше, чем у мальчиков. По отношению к массе тела мозг новорожденного (1/8 массы тела) значительно больше, чем у взрослого (1/40). У новорожденного уже достаточно рельефно выражены борозды, крупные извилины, однако их глубина и высота невелики. Мелких борозд относительно мало, они появляются постепенно в первые годы жизни.

К 9 месяцам первоначальная масса мозга удваивается и к концу первого года составляет 1/11-1/12 массы тела.

Наиболее интенсивно ГМ развивается в первые 2 года постнатального развития. Затем темпы роста снижаются, но продолжают оставаться высокими до 6-7 лет, когда масса мозга достигает 4/5 массы взрослого мозга.

Окончательное созревание ГМ заканчивается к 17-20 годам: его масса увеличивается по сравнению с мозгом новорожденного в 4-5 раз и составляет у взрослого человека 1/40 массы тела (в среднем у мужчин 1400 г, а у женщин - 1260 г). При этом индивидуальный диапазон массы велик (от 960 до 2000 г) и коррелирует с массой тела. Объем мозга составляет 91–95% емкости черепа. Толщина КГМ в онтогенезе увеличивается в 2,5–3 раза, а число клеток на единицу площади уменьшается, что связано с ростом и усложнением отростков нейронов, особенно дендритов, раздвигающих тела нервных клеток. Рост мозга происходит главным образом за счет миелинизации нервных проводников (т.е. покрытия их особой, миелиновой, оболочкой) и увеличения размера имеющихся уже при рождении примерно 20 млрд. нервных клеток.

Рост КГМ изменяет размер и конфигурацию черепа.

После достижения мозгом максимальных размеров, он начинает медленно уменьшаться, в основном за счет увеличения глубины и ширины борозд, уменьшения массы белого вещества и расширения просветов желудочков.

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ МОЗГА

КГМ исследуется с помощью электроэнцефалографии — раздела электрофизиологии, изучающего закономерности электрической активности мозга, снимаемой с поверхности кожи головы. Это неинвазивный и чувствительный (не связанный с грубым вторжением скальпеля в ткани организма) метод исследования функционального состояния ГМ путем регистрации его биоэлектрической активности. Он отражает малейшие изменения функции КГМ и глубинных мозговых структур, обеспечивая миллисекундное временное разрешение, не доступное другим методам исследования мозговой активности и дает возможность качественного и количественного анализа функционального состояния ГМ и его реакций при действии раздражителей.

Электроэнцефалограммы графически отражают ритмичность электрической активности мозга. Различают целый ряд ритмов, называемых буквами греческого алфавита: α-ритм, β-ритм, γ-ритм, δ-ритм, θ-ритм, κ-ритм, λ-ритм, μ-ритм, σ-ритм, τ-ритм

Электрофизиологические методы исследования развития КГМ с помощью электроэнцефалографии (ЭЭГ) показывают, что в раннем постнатальном периоде наиболее функционально зрелы структуры мозга, управляющие глубоким сном и реакцией возбуждения новорожденного. Кора больших полушарий функционирует с момента рождения ребенка, продуцируя кратковременную ритмическую электрическую активность. При этом, в отличие от взрослого мозга, в ней еще отсутствует синхронизированная ритмическая активность во время бодрствования. Устойчивая ритмика свойственная бодрствованию в ЭЭГ регистрируется только с 2-3 месяцев постнатальной жизни. Ее появление — важный этап в созревании коры мозга ребенка, когда исчезают архаические рефлексы и развивается оптико-моторная пространственная координация.

В течении 1-го года жизни формируется ритмическая электрическая активность частотой 5 Гц с фокусом в затылочной области коры — аналог альфа ритма взрослого человека. С возрастом альфа-ритм учащается и стабилизируется в центральных областях КГМ. Формирование основного ритма электрической активности, отражает морфофункциональное созревание нейронного аппарата коры больших полушарий, заканчивающееся к 16-18-летнему возрасту.

В процессе индивидуального развития ребенка сокращаются временные параметры ответа, усложняется его компонентный состав и появляются вызванные потенциалы в ассоциативных областях коры. Включение ассоциативных зон в прием и переработку качественно-специфической информации, определяет возможность синтеза интегрального образа раздражителей разного информационного значения без которого невозможно простроение целостной Картины Мира.

Параллельно с изменениями ЭЭГ, обусловленными функциональным созреванием коры больших полушарий, уменьшается выраженность подкорковых знаков в ЭЭГ (тета - волн, билатеральных пароксизмальных разрядов, усиленных неспецифических ответов). Так проявляется усиление тормозных влияний созревающей коры на подкорковые структуры, являющееся физиологическим субстратом психического феномена ВОЛЯ.

ВОЗДЕЙСТВИЯ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РАЗВИТИЕ ГОЛОВНОГО МОЗГА В РАННИЕ ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА

Факторы, влияющие на уменьшение массы тела, влияют и на уменьшение массы головного мозга. Маловесность при рождении - явление нередкое, особенно в странах с низким уровнем жизни. Но и развитые страны не избавлены от этого. Так, в США ежегодно рождаются более 35 тыс. младенцев с массой тела менее 1 кг. Дети, родившиеся с очень низкой массой тела (1500 г и менее), в последующем часто отстают не только в физическом, но и в интеллектуальном развитии. Этим подтверждается, что уменьшенная масса мозга у таких детей отражает не только его недостаточное развитие к моменту рождения, но нередко и сниженные потенции к развитию в последующем.

1)Частые причины низкой массы тела при рождении — качественная и количественная неполноценность питания матери во время беременности, многоплодная беременность, болезни матери, нарушающие развитие плаценты, снижающие ее транспортные функции. Во всех ситуациях плод испытывает дефицит питательных веществ, снижающий интенсивность синтетических процессов в нейронах, скорость роста их отростков.

2)К снижению массы тела плода ведут воздействия радиации, алкоголя, наркотиков, лекарственных препаратов, вирусов и бактерий, поражающие плаценту, уменьшающие ее способность доставки необходимых компонентов от матери к плоду и удаления шлаковых продуктов последнего, а в результате уменьшается количество поступающих питательных веществ.

3)Уменьшение массы мозга при уменьшении массы тела может происходить и в связи с тем, что ткани, иннервируемые определенными нейронами, не вырабатывают вещества, предотвращающие гибель данных нейронов и стимулирующие рост их отростков в эмбриональном периоде онтогенеза. Аналогичные процессы у маловесных новорожденных приводят к снижению массы их мозга и его "малонейронности". При обследовании новорожденных детей с патологическими изменениями головного мозга выявляются высокие концентрации антител к факторам роста мозга, что нарушает их воздействие на формирование органа. Кроме того, беременность, завершающаяся рождением маловесных плодов, как правило, сопровождается отклонениями от нормы уровня различных гормонов и их соотношений у матери, изменениями строения и функций эндокринных желез плода, что также оказывает воздействие на рост и развитие мозга.

Раннее детство заключает в себе огромное количество возможностей, заложенных в бесконечных возможностях нервной ткани мозга, от реализации которых зависит развитие интеллекта человека.
Tags: #анатомия и физиология ВНД, #дидактика, #модель личности и компетенции учащегося, #психология дидактики, #структура личности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments