nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МОЗГА В ФИЛОГЕНЕЗЕ. Часть 4.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СОВЕТЫ «ПОСТОРОННЕГО».

5. ГЕНЫ И МОЗГ

Генетическая информация (передающиеся по наследству программы самопостроения биологического организма и формирования его поведения) содержится в молекулах нуклеиновых кислот (ДНК) хромосом. Молекула ДНК хромосомы человека построена ≈ из 5 млрд нуклеотидов, организованных четырьмя вариантами последовательностей и несет в себе 20 миллиардов битов информации. Все наследственные программы живых организмов записаны одним и тем же «нуклеиновым» языком (кодом), что свидетельствует и происхождении от единого предка примерно 4 млрд лет назад.

Примерно 3 млрд лет назад в результате ряда космических процессов происходит «фульгурация»: взрывное увеличение информации в организмах, населявших Землю, после чего прирост наследственной информации постепенно замедлился.

Генетическая информация обеспечивает приспособление животного к выживанию в стабильной малоизменчивой среде обитания. Примером передачи наследственной информации может служить научение страху макаки-резус:
пойманные в естественной среде обитания особи неистово боялись змей;
рождённые и выращенные в неволе ("наивные") особи змей не боялись;
когда выращенным в лабораторных условиях макакам-резус показывали кинофильмы о пойманных в дикой природе макаках, которые испуганно реагируют на змей, то выросшие в лаборатории макаки быстро приобретали такой же страх;
если в перемонтированных фильмах игрушечная змея, которая исходно вызывала реакцию страха, заменялась другим стимулом – цветком, кроликом – реакция страха не формировалась.
Наблюдения реакций особей своего вида на определенные стимулы опосредованно вырабатывают реакции страха. Так возникает животная «педагогика», когда вне непосредственного сенсорного контакта с некоторым объектом особь «a priori» способна овладеть («научиться») моделью правильного поведения по отношению к нему.

Наследуемый с генами инстинкт имитации становится поведенческой основой для формирования человеческой ПЕДАГОГИКИ. И с тех самых пор и по сей день работает главный закон педагогики — НАУЧИТЬ МОЖНО ТОЛЬКО ТОМУ, ЧЕМ В СОВЕРШЕНСТВЕ ВЛАДЕЕШЬ САМ И В ЧЕМ ЛИЧНО САМ УБЕЖДЕН.

Другим примером генетического наследования могут быть гендерные различия поведенческих моделей человеческих особей — мужчин и женщин. Половые различия в функционировании мозга выработались стихийно – для компенсации различий физиологии, чтобы согласовать поведение мужчин и женщин по принципу комплиментарности (дополнительности): «оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть. (Быт.2:22-24)».

Ниже приводятся некоторые генетически обусловленные особенности гендерного поведения.

ЖЕНЩИНЫ:

У девочек ускоренно развивается гиппокамп, управляющий хранением долговременной памяти, особенно вербальной.
В языковых центрах головного мозга женщин на 17% больше нейронов, чем у мужчин.
У женщин головной мозг менее латерализован, а мозолистое тело (волокна, связывающие два полушария и делающие возможной коммуникацию между их корой) толще.
У девочек раньше, чем у мальчиков, развиваются речевые и языковые способности. Их вербальная активность интенсивнее и выше скорость чтения и понимания текста.

Ускоренное освоение языка с высокой беглостью речи необходимы для коммуникации и обеспечения репродуктивной пригодности.

У женщин пиковые значения вербальной активности приходятся на пики содержания в плазме крови эстрогена (при овуляции). Эстроген стимулирует ветвление дендритов нейронов.
При обработке языковой информации женщины чаще используют параллельно оба полушария.
Им лучше даются операции синтеза информации.
Женщины лучше интерпретируют мимику — лицевую экспрессию и другие виды эмоциональной информации.

Вербальные навыки и эмоциональный интеллект обеспечивают кооперацию с супругом и всеми родичами при исполнении материнских обязанностей.

У женщин более выражена эмпатия. Высокий «градус» эмоциональной возбудимости и отзывчивости им необходимы для выхаживания потомства.

Взрослые люди с неразвитыми эмоциями и неспособные к эмпатии, как правило, были лишены в детстве материнской заботы и ласки. Впоследствии они становятся хамами, предателями, садистами, уголовниками, хладнокровными формалистами — чиновниками, олигархами, банкирами, военными наемниками и сотрудниками тайной полиции.

МУЖЧИНЫ:

У мальчиков быстрее увеличивается объем миндалевидного тела, отвечающего за обработку социальной информации, связанной с иерархией доминирования – аспекта самцовой конкуренции.

Мужчины агрессивнее женщин. Агрессивность и недостаток эмпатии (сопереживания сопернику) порождены конкуренцией за самок и охотничьей активностью.

Большее число мужчин имеют либо исключительно высокие, либо исключительно низкие показатели IQ, чем женщины: гениями или идиотами с большей вероятностью будут мужчины.
Мужчинам лучше даются операции анализа информации. Их мышление целенаправленно и менее толерантно к неопределенности.

При обработке языковой информации мужчины работают в основном левым (логическим) полушарием.

Мужчины лучше ориентируются в пространстве и мысленно манипулируют пространственными отношениями и моделями, эффективнее воспринимают зрительно-пространственные отношения в запутанных и противоречивых условиях. Лучше приспособлены к распознаванию замаскированных фигур (поиск спрятавшихся животных).

Пространственные навыки содействуют охоте, перемещению на большие расстояния в поисках партнерш для спаривания и корма для своей «семьи».

* * *
Несмотря на очевидные гендерные различия психики мужчин и женщин, существенной разницы когнитивных сценариев и технологий у представителей разных полов не обнаруживается.

Капризные игры генов на стадии человеческого зародыша определяют пол будущего ребенка. На начальных стадиях развития зачаточные половые железы не дифференцированы: первые 6 мес. после зачатия невозможно определить пол будущего ребенка без микроскопического исследования половых хромосом.
У генотипа XX на седьмой неделе после оплодотворения наружный слой зачаточных половых желез развивается в яичники, начинающие вырабатывать эстрогены, которые активируют развитие организма по женскому типу.
У генотипа XY гены Y-хромосомы кодируют синтез фактора терминации яичек, стимулирующий превращение внутренней части зачаточных половых желез в яички, вырабатывающие андрогены, которые развивают мужские половые органы и подавляют продуцирование женских половых гормонов.
Развитие внутренних и наружных половых органов по женскому или мужскому типу – результат действия половых гормонов, выделяемых в кровеносную систему. Половые гормоны также вызывают различия в организации головного мозга.

Маскулинизация нервной системы происходит под влиянием женского гормона эстрадиола. Фермент неонатальных нейронов ароматаза превращает тестостерон в эстрадиол, вызывающий дифференциальный рост мозговых структур, межполушарную асимметрию и маскулинный тип психики.

В женских зародышах эстрадиол, находящийся в плазме крови, не влияет на дифференциацию нервной системы, поскольку не может проникнуть через гематоэнцефалический барьер. Это происходит вследствие связывания эстрадиола в плазме крови веществом под названием альфа-фетопротеин. Образующаяся при этом молекула не может проникнуть сквозь гематоэнцефалический барьер. Тестостерон же как раз может пересекать этот барьер. А поскольку уровень циркулирующего в плазме крови тестостерона выше в мужском организме, то его поступление в нейроны сопровождается более интенсивным образованием эстрадиола в развивающихся мужских организмах. Обычно маскулинизация происходит в головном мозге мужчин и отсутствует в головном мозге женщин.

На фоне стресса матери уровень ароматазы снижается и родившиеся у подвергнутых стрессу матерей мальчики отличаются более феминными паттернами поведения. Это становится одной из первичных предпосылок перверсий (патологического сексуального поведения).

МУТАЦИИ

Если среда обитания коренным образом меняется, вид может погибнуть из-за отсутствия новых приспособительных «механизмов». Такие приспособительные «механизмы» появляются случайно — в ходе мутаций: стихийных приспособительных перемен в организме животного, происходящих под воздействием новых факторов внешней среды.

Эволюция есть ряд последовательных мутаций: «аварий», наследуемых изменений в отдельных фрагментах цепей нуклеотидов, составляющих наследственные программы в молекулах ДНК.
По своему качеству мутации бывают вредные и полезные. Некоторые типы повреждений ДНК организм способен устранять самостоятельно.

Причины мутаций: радиоактивность среды, космические лучи, самопроизвольные разрывы химических связей и прочие природные кактаклизмы.

Собственно вся биологическая эволюция есть последовательная совокупность полезных мутаций в гаметах (половых клетках). Выявлена статистическая периодичность повторения мутаций среди живых организмов. Крупные и сложные организмы (в т.ч. люди) в среднем имеют одну мутацию на десять гамет. Это означает 10% вероятности, что данный сперматозоид или яйцеклетка будет иметь новое наследственное изменение в генетической программе, определяющее облик нового поколения.

Когда скорость перемен в естественной среде обитания превышает скорость запечатления в генах новых программ поведения, количество наследственной информации, которую может нести ДНК больших организмов, достигает верхнего предела. Молекулы ДНК не способны «записывать» новую — негенетическую информацию — из-за естественной ограниченности скорости «записи». И тогда в «переломные» — критические периоды естественной истории, когда для выживания живого существа необходимо гораздо больше информации, чем может поместиться в его генах, возникает потребность в новых — дополнительных источниках негенетической информации и в специальном их хранилище. Таким «складом» и генератором ненаследственной информации стала новая кора головного мозга — источник ненаследственного «знания», возникающего не из устойчивого химического взаимодействия аминокислот, а из зыбкого и непрочного электрического взаимодействия специальных нервных клеток — нейронов, которое воспитывается специальными усилиями и упражнениями и существует исключительно до тех пор, пока существует биологический субъект — их носитель.

В ходе биологической эволюции выжившие организмы усложняются. Пытливый человеческий ум группирует все их разнообразие по принципу подобия в различные объединения — семейства, роды, виды, подвиды... По состоянию на 2011 год известно примерно 1,7 млн. видов живых организмов, отделить которые друг от друга можно по пяти основным признакам:
1)Морфологический — позволяет различать разные виды по внешним и внутренним признакам.
2)Физиолого-биохимический — фиксирует неодинаковость химических свойств и физиологических процессов разных видов.
3)Географический — свидетельствует, что каждый вид обладает своим ареалом.
4)Экологический — позволяет различать виды по комплексу абиотических и биологических условий, в которых они сформировались, приспособились к жизни.
5)Репродуктивный — обуславливает репродуктивную изоляцию вида от других, даже близкородственных.

Вид — группа особей с общими морфофизиологическими, биохимическими и поведенческими признаками, способная к взаимному скрещиванию, дающему в ряду поколений плодовитое потомство, закономерно распространённая в пределах определённого ареала и сходно изменяющаяся под влиянием факторов внешней среды.

Каждый вид — генетически замкнутая система, репродуктивно изолированная от других видов.
В связи с неодинаковыми условиями среды особи одного вида в пределах ареала распадаются на более мелкие единицы — популяции. Реально вид существует именно в виде популяций.

Виды бывают монотипическими — со слабо дифференцированной внутренней структурой, они характерны для эндемиков. Политипические виды отличаются сложной внутривидовой структурой.

Внутри видов могут быть выделены подвиды — географически или экологически обособленные части вида, особи которых под влиянием факторов среды в процессе эволюции приобрели устойчивые морфофизиологические особенности, отличающие их от других частей этого вида. В природе особи разных подвидов одного вида могут свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство.

Из семейства гоминид (человекообразных приматов) сформировался вид «Человек разумный» («Homo sapiens»).


ЭВОЛЮЦИЯ И ИНФОРМАЦИЯ

В ходе эволюции в результате адаптации живых организмов к среде своего обитания количество информации об опыте приспособления к среде, содержащейся в их мозге, по сравнению с информацией, содержащейся в генах, постепенно и неуклонно увеличивалось.

1-й поворотный пункт в истории жизни. Несколько сот миллионов лет назад где-то во влажных джунглях каменноугольного периода появилась рептилия, у которой которое впервые за все время существования мира имелось больше информации в мозге, чем в генах.

2-й поворотный пункт в истории жизни: возникновение млекопитающих, чей мозг содержал небывалый у эвлюционных предшественников объем информации был способен в течение жизни особи создавать уникальную информацию, отсутствующую у других представителей своего вида и передавать ее в пространстве и времени членам своей популяции.

3-й поворотный пункт: появление человекообразных приматов, чей мозг обладал зачатками символического отвлеченного мышления, способного трансформироваться в речь.

* * *

ТОГО, ЧТО ВЫ ТЕПЕРЬ ЗНАЕТЕ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕКА ДОСТАТОЧНО, КАК МИНИМУМ, ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НЕ ВЕРИТЬ СКАЗКАМ ОБ ОГРАНИЧЕННОСТИ СПОСОБНОСТЕЙ ВАШИХ ДЕТЕЙ. ЕСЛИ ТОЛЬКО ОНИ ЕЩЕ НЕ ОБЕЗОБРАЖЕНЫ КАЗЕННОЙ ПЕДАГОГИКОЙ.

ЗАПОМНИТЕ НАВСЕГДА:

1.РЕБЕНОК МОЖЕТ ВСЕ..., ЕСЛИ ЕГО ПЕДАГОГ КОМПЕТЕНТЕН.

2.НЕТ ДЕТЕЙ С «ГУМАНИТАРНЫМИ», С «МАТЕМАТИЧЕСКИМИ», СО «СПОРТИВНЫМИ» И Т.П. СПОСОБНОСТЯМИ. «ГУМАНИТАРИЯМИ», «ТЕХНАРЯМИ», «СЛЕСАРЯМИ» И «СПОРТСМЕНАМИ» НАШИХ ДЕТЕЙ ДЕЛАЮТ ГОРЕ-УЧИТЕЛЯ, НЕ ИМЕЮЩИЕ ДОСТУПА К «СЕКРЕТАМ» ДЕТСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ И НЕ ИМЕЮЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ ИХ СУЩЕСТВОВАНИИ. НА САМОМ ДЕЛЕ ВСЕ ЭТИ ДЕТИ С Т.Н. «РАЗНЫМИ» СПОСОБНОСТЯМИ — ЭТО ОБЫКНОВЕННЫЕ ДЕТИ С НЕКОТОРЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ АРХИТЕКТУРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА, КОТОРЫЕ НЕВДОМЕК ИХ ПЕДАГОГАМ И БЕЗ ЗНАНИЯ КОТОРЫХ НИ ОДНОГО ТАКОГО «ПРОФЕССИОНАЛА» НА ПУШЕЧНЫЙ ВЫСТРЕЛ НЕЛЬЗЯ ДОПУСКАТЬ К ЖИВОМУ РЕБЕНКУ.

3.ЛУЧШЕ УЧИТЬСЯ САМОМУ — БЕЗ ГОРЕ-УЧИТЕЛЕЙ, ЧЕМ С НИМИ. ЭТО:
СБЕРЕЖЕТ ВАМ САМООЦЕНКУ,
СОХРАНИТ ВЕРУ В СВОИ СИЛЫ И ВОЗМОЖНОСТИ,
УКРЕПИТ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА,
ИЗБАВИТ ОТ ВРЕДНЫХ СТЕРЕОТИПОВ ПОВЕДЕНИЯ И МЫШЛЕНИЯ,
А САМОЕ ГЛАВНОЕ — ОТ ПРИВЫЧКИ ВПУСТУЮ РАСТРАЧИВАТЬ ВРЕМЯ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ — ГЛАВНУЮ, ВЫСШУЮ И АБСОЛЮТНУЮ ЦЕННОСТЬ И
НАПОЛНЯТЬ СВОЙ МОЗГ ИНФОРМАЦИОННЫМ МУСОРОМ.

4.ОБУЧЕНИЕ В КАМПАНИИ С НАСТОЯЩИМ ПЕДАГОГОМ, КОНЕЧНО, СЭКОНОМИТ УЙМУ СИЛ И ЭНЕРГИИ И ПОЗВОЛИТ ДРАГОЦЕННОЕ ВРЕМЯ ДЕТСТВА И ЮНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОПТИМАЛЬНО ДЛЯ НАСЫЩЕНИЯ МОЗГА ПОЛЕЗНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ, КОГДА ОН (МОЗГ) КАК НИКОГДА ГОТОВ И ПРЕДРАСПОЛОЖЕН К ЕЕ ВОСПРИЯТИЮ. НО ЕСЛИ НЕ СЛУЧИЛОСЬ ПО ЖИЗНИ ОБРЕСТИ СЕБЕ НАСТОЯЩЕГО УЧИТЕЛЯ, УЖ ЛУЧШЕ САМОМУ — БЕЗ СЛЕПЫХ ПОВОДЫРЕЙ — УЧИТЬСЯ У ЖИЗНИ И У ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, КОМУ НЕ ЖАЛЬ ДЕЛИТЬСЯ СОБСТВЕННЫМ ОПЫТОМ. ОСОБЕННО СЕГОДНЯ, КОГДА БЛАГОДАРЯ ИНТЕРНЕТУ И СОВРЕМЕННЫМ СРЕДСТВАМ КОММУНИКАЦИИ ОБНАРУЖИТЬ НЕОБХОДИМУЮ ИНФОРМАЦИЮ МОЖНО КУДА КАК ПРОЩЕ, ЧЕМ РАНЬШЕ.

5.ИНФОРМАЦИИ НИКОГДА НЕ БЫВАЕТ МНОГО. ЕЕ ИЗОБИЛИЯ НЕ СЛЕДУЕТ БОЯТЬСЯ. ИНФОРМАЦИЯ ЛИШЬ БЫВАЕТ ОРГАНИЗОВАННОЙ И НЕОРГАНИЗОВАННОЙ. ПОЭТОМУ НУЖНО УМЕТЬ ОРГАНИЗОВАТЬ ПОСТУПАЮЩУЮ К ВАМ ИНФОРМАЦИЮ ПО ПРИНЦИПУ
«НУЖНАЯ - НЕ НУЖНАЯ»,
«ДОБРОСОВЕСТНАЯ — НЕДОБРОСОВЕСТНАЯ»,
«ПРАВДИВАЯ — ЛЖИВАЯ»
И ТАК ЕЕ ПРАВИЛЬНО УПАКОВАТЬ, ПОЛЬЗУЯСЬ ЗАКОНАМИ ЛОГИКИ И ПРАВИЛАМИ ПОСТРОЕНИЯ ПЕРСОНАЛЬНОЙ КАРТИНЫ МИРА, ЧТОБЫ ОНА ЛЕГКО И НЕПРИНУЖДЕННО ЗАНЯЛА СВОЕ МЕСТО, ОБОГАТИВ ВАШ ДУХОВНЫЙ МИР ЕЩЕ ОДНИМ САМОЦВЕТОМ.

НО ДЛЯ ВСЕГО ЭТОГО НУЖНО ВСЕГО-ЛИШЬ УМЕТЬ ПРАВИЛЬНО ОБРАЩАТЬСЯ С ТЕМ СОКРОВИЩЕМ, КОТОРЫМ СНАБДИЛА НАС ВСЕХ ВСЕМОГУЩАЯ, МУДРАЯ И СПРАВЕДЛИВАЯ МАТЬ-ПРИРОДА — ЗДОРОВОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ И ЕЕ ГЛАВНОКОМАНДУЮЩИМ — ГОЛОВНЫМ МОЗГОМ — ПОДЛИННЫМ БОЖЕСТВОМ И ДЕМИУРГОМ, КОТОРОГО ЛЮДИ ДО СИХ ПОР ИСКАЛИ ВНЕ СЕБЯ — НА НЕБЕСАХ ИЛИ В ПРЕИСПОДНЕЙ...

КАК УСТРОЕН ЭТОТ «ГЕНШТАБ», ЭТА «СТАВКА ВЕРХОВНОГО ГЛАВНОКОМАНДУЮЩЕГО», УПРАВЛЯЮЩЕГО НАШИМИ ЖИЗНЯМИ, Я, В МЕРУ СВОИХ ОГРАНИЧЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И СПОСОБНОСТЕЙ, ПОСТАРАЛСЯ ВАС ЗДЕСЬ ПОЗНАКОМИТЬ. НЕ ОСТАНАВЛИВАЙТЕСЬ НА ПУТИ ПОЗНАНИЯ. ВСЕ ЗАВИСИТ ТОЛЬКО ОТ ВАС.
Tags: #анатомия и физиология ВНД, #дидактика, #модель личности и компетенции учащегося, #психология дидактики, #структура личности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments