nikpolmir (nikpolmir) wrote in 56didactnik15,
nikpolmir
nikpolmir
56didactnik15

ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО МОЗГА В ФИЛОГЕНЕЗЕ. Часть 2.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЛИКБЕЗ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. СОВЕТЫ «ПОСТОРОННЕГО".

2. ФИЛОГЕНЕЗ ГОЛОВНОГО МОЗГА.

II. ЛИМБИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (от . limbus - кромка, кайма) или висцеральный (управляющий внутренними органами) мозг:
самая старая часть переднего мозга: возникла около 150 лет назад и на начальном этапе развития позвоночных обеспечивала витальные реакции организма (пищевые, ориентировочные, половые), формирующиеся на основе обоняния;
интегрировала работу исторических предшественников — конечного, промежуточного и среднего мозга по управлению висцеральными, мотивационными и эмоциональными реакциями;
располагается в углублении под мозолистым телом, вокруг Р-комплекса;
общая у всех млекопитающих:
генерирует электрические разряды, вызывающие симптомы, сходные с последствиями приема психоделических или галлюцинногенных средств.

Морфологически Л.С. включает:
(1)подкорковые структуры: бледный шар, хвостатое ядро, скорлупу, миндалевидное тело, перегородку, гипоталамус, ретикулярную формацию среднего мозга, неспецифические ядра таламуса — высвобождают гормоны гипофиза, энергетически обеспечивая эмоциональные реакции,
(2)области старой коры: поясную извилину, гиппокамп — формирующие следы памяти,
(3)некоторые образования новой коры: височные и лобные отделы, промежуточную лобно-височную зону:


Специализация подкорковых комплексов Л.С.:

МИНДАЛИНА: страх и агрессивность. При электрическом раздражении мирные и спокойные домашние животные становятся буйными или испытывают страх: кошка в ужасе съеживалась перед маленькой мышкой. Свирепые животные становятся покорными и позволяют гладить и ласкать себя, если у них удалена миндалина.

ГИПОФИЗ: управляет эндокринной системой, влияющей на изменения настроения, уровень тревожности, на память зрительных образов, и на объем внимания.

ГИППОКАМП: память запахов, актуальная при выслеживании жертвы и поиске существ противоположного пола.

ФУНКЦИИ Л.С.

1) Управляет программами удовлетворения витальных потребностей: в энергии, в пластических материалах, необходимых для строительства организма, в поддержании водного и солевого баланса, в оптимизации температуры тела...

2) Мобилизует эндокринную систему, включающую работу внутренних органов, обеспечивающих исполнение наследственных программ удовлетворения витальных потребностей:
- изменения частоты и глубины дыхания, частоты сердечных сокращений и величины артериального давления, интенсивности секреции адренокортикотропного гормона (АКТГ), вырабатываемого гипофизом, воздействующим на надпочечники, вырабатывающие кортизол, эстрогены, андрогены, катехоламины и другие гормоны и медиаторы;
- слюноотделение при стимуляции центра голода в гипоталамусе;
- эрекция, эякуляция и овуляция от провокации половых реакций;
- восприятие вкуса при осуществлении пищевого поведения.

3) В разных отделах Л.С. есть центры «удовольствия» и «неудовольствия», включенные в рефлекторные системы реакций «награды» и «наказания», участвующие в управлении мнемическими, эмоциональными и мотивационными процессами. Л.С. генерирует эмоции, отражающие степень удовлетворенности витальных потребностей и управляющие наследственными программами их обеспечения:
- агрессии (гнева),
- убегания (страха),
- оборонительными реакциями,
- весельем, любовью, порождающей сопереживание (эмпатию) — основу альтруистического поведения и заботы о детях, а также привязанности домашних животных к людям.

4) Управляет обонятельной чувствительностью. Обонятельная система животных развилась под воздействием естественного отбора способности своевременно почувствовать полового партнера, хищника или жертву. Функционально связывает древние структуры головного мозга с неокортексом. Среди первых компонентов неокортекса — обонятельные луковицы. Большая часть ранних эволюционных изменений новой коры головного мозга под «давлением» естественно отбора двигались в сторону различения запахов. Осюда одно из названий лимбической системы — «риненцефалон» (греч.) = «нюхающий мозг».

Обоняние людей не так хорошо развито, как у животных. Несмотря на б'ольшую величину мозга, обонятельные луковицы человека меньше: он способен различить немного запахов и ещё меньше из них может описать словесно и проанализировать.

III. НЕОКОРТЕКС (НОВАЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА)

«Обнимает» собой все остальные части коры г.м.
Занимает у человека ≈ 85 % всего объема головного мозга.
Имеет общее с высшими млекопитающим и приматами строение и происхождение.
Чем выше на эволюционной лестнице стоит млекопитающее, тем большую часть его мозга составляет неокортекс. Более всего развит у людей, дельфинов и китов.

Структура неокортекса и внутренняя специализация его фрагментов:
1) лобная доля:
- планирование и управление действиями,
- координация зрения и прямохождения = ориентация в пространстве + освобождение рук для выполнения сложных действий,
- гиппокамп + лобные доли = кратковременная память,
- предвидение последствий двигательной и познавательной (виртуальной) деятельности,

2)теменная доля:
- обмен информацией между мозгом и телом,
- восприятие пространства,
- распознание печатного текста,

3)височная доля:
- слуховое восприятие (звуков, речи),
- связь звуковых и зрительных сигналов,

4)затылочная доля:
- зрение,
- образная память (правая доля),
- символическая память = языковая (левая доля),
- ориентация в трёхмерном пространстве.

ОБЩИЕ ФУНКЦИИ НЕОКОРТЕКСА:

1) получение информации за переделами сенсорных ощущений,
2) виртуальное априорное моделирование реальности,
3) образное мышление,
4) абстрактное мышление: отвлечение - обобщение, индукция - дедукция, анализ - синтез,
символическое мышление: использование знаков и языков для создания виртуальной картины мира,
5) предвидение = априорное прогнозирование возможного результата: источник инициативы,
осторожность = критичность = сомнения в истинности = априорная (логическая) проверка результатов мышления + практическая проверка результатов мышления = умозаключение.

Некоторые зачатки аналитического мышления встречаются уже у высших животных.

Идея рекапитуляции (Э.Геккель): во внутриутробном развитии животные повторяют (рекапитулируют) последовательность эволюции предков. Человеческий зародыш и его нервная система проходят основные стадии эволюции:
- рыбы,
- рептилии,
- млекопитающие-неприматы,
- приматы,
- человек.

Мозг человеческого зародыша развивается в той же последовательности и логике:

спинной мозг → нейрошасси → Р-комплекс → лимбическая система → неокортекс.

Причины рекапитуляции:
1) естественный отбор имеет дело только с индивидуумами, а не с видами. Поэтому носителем и источником эволюционных изменений является конкретная животная особь, а не популяция.
2) Зародыш может обладать чертами, не имеющими приспособительного значения после рождения (жаберные щели у млекопитающих), но, поскольку они не мешают его развитию и исчезают до рождения, эти черты могут сохраниться.
Поэтому, например, жаберные щели — «следы» не самой древней рыбы, а зародыша древней рыбы.

Новые системы органов развиваются:
1) либо путем добавления к старым системам новых систем и их совместного сохранения,
2) либо путем изменения старых систем:
- плавники → ноги → ласты \ крылья,
- плавники → лапы → ладони \ ступни,
- сальные железы → молочные железы,
- жаберные дуги → слуховые кости...

Сравнение лимбической системы и новой коры головного мозга трех млекопитающих:


Схематическое изображение продольного разреза мозга, в котором большую часть занимает неокортекс, а меньшую — лимбическая система и ствол мозга, или задний мозг.


КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМНАЯ РАБОТА МОЗГА

Детский мозг до некоторых пор своего индивидуального развития способен к восстановлению утраченных в результате деформаций функций путем передачи исполнения нарушенных функций от травмированных участков к.г.м. соседним участкам. Об этом свидетельствую факты, когда больные с поврежденным неокортексом сохраняют навыки устной речи, утратив способность к письму, или наоборот — могут писать, но не читать, читать цифры, но не буквы, называть предметы, но не цвета, не понимают или страдательный залог, или предложные обороты, или притяжательные конструкции...

Механизмы кратковременной и долговременной памяти расположены в различных частях мозга:
- образная память — в лимбической системе;
- символическая (языковая) память — в новой коре;

Существует иллюзия будто по мере старения слабеет оперативная память, но сохраняется память долговременная. На самом деле обе функции памяти в полном порядке. А нарушается лишь «механизм» перезаписи новой информации из оперативной памяти в долговременную из-за недостаточного кровоснабжения (в результате атеросклероза) гиппокампа.

Интеллектуальные способности вообще очень сильно зависят от кровоснабжения коры головного мозга: лишение кислорода всегда генерирует разнообразные умственные расстройства. Поэтому крайне важно добросовестно снабжать организм кислородом, совершая регулярные прогулки на свежем воздухе, а, особенно, делая специальные дыхательные упражнения.

О разных стратегиях и путях движения информации в мозгу свидетельствует феномен т.н. «бокового мышления», когда для облегчения припоминания полезно оставить волевые попытки интенсивного фокусирования на некотором предмете и подумать о чем-либо постороннем, но ассоциативно близком интересующему нас объекту. Тогда память может выдать нам то, что до сих пор скрывала. Так движется наш внутренний поиск к нужным следам памяти, следуя иным нейронным путем.

Ритуальное и эмоциональное поведение находится под произвольным контролем абстрактного мышления, свойственного новым областям коры г.м. На этом основаны религиозные верования и логические (философские) обоснования общественной иерархии.

Nota bene

Традиционное обучение детворы эксплуатирует главным образом неокортекс, игнорируя более древние и не менее важные структуры мозга и нарушая, таким образом, его целостную комплексную работу, лишая его огромной части творческого потенциала, снижая эффективность и продуктивность его совокупной деятельности.

(Продолжение следует).
Tags: #анатомия и физиология ВНД, #дидактика, #модель личности и компетенции учащегося, #психология дидактики, #структура личности
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments